Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ формирования прибыли, страница 6

Далее рассчитывается ряд показателей:

1) норма распределения прибыли на дивиденды:

Нр = .

Характеризует дивидендную политику предприятия в целом и показывает удельный вес дивидендов в чистой прибыли.

Норма 0,4 – 0,6.

2) коэффициент дивидендного выхода:

КДВ = .

Характеризует дивидендную политику предприятия в отношении обыкновенных и показывает соотношение дивидендов и потенциальных доходов по ним.

Норма 0,35 – 0,55.

3) доля реинвестируемой прибыли:

ДРП = =  = 1 -  = 1 – Нр.

Характеризует инвестиционную политику предприятия и показывает удельный вес реинвестируемой прибыли к чистой прибыли.

Норма 0,4 – 0,6.

4) соотношение темпов роста чистой прибыли к производительности труда и отчислений на социальные нужды из чистой прибыли:

    Т> Т;

Т> Т.

5) коэффициент налогообложения прибыли:

КНП = .

Показывает удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения.

6) коэффициент резервирования прибыли:

КРП = , где

РПР – резервируемая прибыль.

7) средний уровень выплат прибыли персоналу:

СрУВП = , где

ССЧ – среднесписочная численность работников.

Анализ этих показателей ведется в сравнении с рекомендуемыми значениями или соотношениями в динамике и в сравнении с планом.

1.3. Резервы роста прибыли

Анализ прибыли завершается подсчетом резервов ее роста. Резервы должны определяться по каждому из факторов, оказывающему влияние на показатели прибыли. По отношению к предприятию эти факторы делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, а также природные условия. Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные.

Производственные факторы обусловлены наличием и использованием различных видов ресурсов: средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов.

Непроизводственные факторы определяются снабженческо-сбытовой деятельностью предприятия, природоохранной деятельностью, социальными условиями труда и быта работников.

Наибольшее внимание обращается на выявление резервов, связанных с внутренними производственными факторами, т.е. более рациональным использованием всех видов ресурсов предприятия.

По срокам использования резервы роста прибыли делятся на текущие и перспективные. Под текущими понимаются упущенные возможности улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые еще могут быть реализованы в текущем периоде. В большинстве случаев они связаны с устранением явных потерь и непроизводственных расходов и для их освоения не требуется привлечение капитальных вложений. Для освоения перспективных резервов необходимо привлечение дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они связаны с внедрением в производство передовых достижений науки и техники.

Выделяются 4 основных направления поиска резервов увеличения прибыли до налогообложения:

1)  увеличение выручки от продаж за счет роста физических объемов продаж, изменения структуры продаж, увеличения цен;

2)  снижение затрат на производство и реализацию продукции за счет повышения производительности труда, снижения материалоемкости продукции, ликвидации непроизводительных расходов и потерь от брака;

3)  увеличение операционной прибыли за счет повышения операционных доходов  снижения операционных расходов;

4)  снижение внереализационных расходов.

По окончании анализа прибыли целесообразно оценить изменение способности предприятия к самофинансированию с учетом выявленных резервов роста прибыли.