Перспективные металлы. Структура с исключительной прочностью, жаростойкостью и устойчивостью к коррозии, страница 4

 ТЕТАЛЛ, в котором дислокациям 1У1трудно перемещаться, не так легко деформировать, как металл, в котором перемещение свободно; первый из них тверже. Микроструктура никелевых суперсплавов затрудняет передвижение дислокаций, поэтому они тверже многих обычных сплавов.

Твердость никелевых суперсплавов объясняется наличием кристаллов 7' -фазы. 7' -фаза является упорядоченной: атомы никеля и алюминия в кристаллической решетке должны занимать строго определенные положения. Когда одна полуплоскость сдвигается, занимая место соседней, определенные позиции, в которых вначале находились атомы алюминия, замещаются атомами никеля, и наоборот. Такое расположение атомов обладает большей энергией, чем недеформированная Т ' -фаза, и поэтому дислокацци трудно перемещаться через 7' -


кристалл. (Дислокации в 7' -фазе двигаются парами; вторая дислокация передвигается по материалу, разупорядоченному прохождением первой дислокации.)

В образце суперсплава, содержащем обе фазы, дислокации передвигаются относительно легко вт-фазе, однако блокируются и останавливаются кристаллами 7' -фазы. Поэтому суперсплав противостоит распространению деформации и оказывается тверже, чем обычный сплав.

Для того чтобы получить супер-

ЛОПАТКИ

КОМПРЕССОРА


В ХОД ВОЗДУХА

В ХОД

ВОЗДУХА

сплав, никель расплавляют и смешива-

формируются небольшие кубоиды 7' -

Ют с алюминием. Чтобы конечному

фазы.

продукту придать антикоррозионные

Конечный размер частиц 7' -фазы

свойства, обычно добавляют неболь-

может регулироваться скоростью

шое количество хрома; для увеличе-

охлаждения. Детали двигателя из су-

ния прочности добавляют также не-

персплава значительно прочнее, если

большое количество титана и воль-

материал имеет высокое содержание

фрама. Затем смесь охлаждается.

(около 60 070 объема) очень маленьких

Температура кристаллизации т-фазы

кристаллов 7' -фазы. Однако в про-

выше, чем 7' -фазы, поэтому при

цессе эксплуатации двигателя при вы-

охлаждении сначала образуется 7-

соких температурах наблюдается тен-

фаза сплава никель—алюминий. При

денция к росту Т ' -кристаллов. Для

дальнейшем охлаждении уже затвер-

получения определенных высокотем-

девшего сплава внутри т-матрицы

пературных механических свойств и

                                   КАМЕРА                                                                                                      ТУРБИНЫ

СГОРАНИЯ

                                                                                                о     о      о

ГАЗЫ

КОМПРЕССОР

КАМЕРА

СГОРАНИЯ

ТУРБИНА

НАПРАВЛЯЮЩИЕ

НАПРАВЛЯЮЩИЕ

ЛОПАТКИ

ЛОПАТКИ

КОМПРЕССОРА

ТУРБИНЫ

ВЫХЛОПНЫЕ


АВИАЦИОННЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ важнейший объект для использования перспективных металлов; в нем металлические детали подвергаются почти всем возможным видам воздействий: высокой температуре, действию центробежных сил, вибрации, малоцикловой усталости (напряжению, вызываемому повторяющимися циклами запуска, ускорения, торможения и остановки). В компрессоре наборы вращающихся дисков, несущих веерообразные лопатки, всасывают воздух в двигатель, повышая температуру и давление воздуха; стационарные лопатки распределяют воздух между роторами. В камере сгорания воздух смешивается с топливом, и смесь воспламеняется. Расширяющиеся выхлопные газы, проходя через турбину (аналог компрессора), вращают ее. Турбина связана с валами, которые приводят в движение компрессор. Выхлопные газы покидают двигатель с высокой скоростью; разность между скоростью всасываемого воздуха и скоростью выхлопных газов обеспечивает работу двигателя.