Реконструкция автодороги. Инженерные решения по реконструкции дороги в плане и продольном профиле. Особенности перестройки земляного полотна при реконструкции дороги

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1.2 Понятие о реконструкции дорог

Часто употребляемый термин «реконструкция дорог» не имеет четкого однозначного оп­ределения. Слову «реконструкция», как иностранному термину, в русском языке соответствует широкий круг понятий: коренное переустройство, перестройка по новым принципам, переобо­рудование, усовершенствование или упорядочение чего-либо. Применительно к автомобильным дорогам под реконструкцией обычно понимают корен­ное переустройство с существенным улучшением условий движения. По классификации дорожно-ремонтных работ отличие реконструкции от ремонтных работ заключается только в том, что при реконструкции происходит повышение категории дороги. Поэтому проектирование дорог при реконструкции следует вести по принципам, которые зало­жены в действующих технических нормах на проектирование и строительство дорог, соответ­ствующих более высоких категорий, чем та, которая присвоена автомобильной дороге, подле­жащей реконструкции. В то же время все ремонтные работы, в том числе и работы по капиталь­ному ремонту, должны выполняться по проектам, составленным применительно к той катего­рии, которую имеет данная дорога.

Однако с точки зрения техники выполнения отдельных работ по капитальному ремонту или реконструкции дороги между ними нет принципиальной разницы.

В городских дорожных организациях, иногда даже подразделяют капитальный ремонт на два вида: возобновительный и реконструктивный, подчеркивая этим, что во втором случае заме­няют отдельные конструкции и материалы, предусматривают значительное повышение работо­способности сооружения, но без изменения их габаритных размеров, которые проводят только при реконструкции.

Действующая классификация ремонтных работ позволяет при капитальном ремонте суще­ственно улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых объектов, повысить технические нормативы дорог в пределах присвоенных им технических категорий, а также увеличить прочность дорожных одежд и сооружений. При этом вводится ряд ограничений - спрямление дороги и увеличение высоты земляного полотна допускаются только на 25% от общего протяжения ремонтируемой дороги, замена ветхих мостов только при их длине менее 126 м. При капитальном ремонте не допускается постройка пересечений в разных уровнях, пе­реоборудование дорог с двумя полосами движения в дорогу с центральной разделительной по­лосой и проезжими частями для одностороннего движения.

Следует также учесть, что на практике, независимо от того, составляется ли проект капи­тального ремонта или реконструкции дороги, естественное стремление проектировщиков ис­пользовать существующую дорогу и снизить материальные, трудовые и денежные затраты чаще всего приводит к применению при проектировании минимальных и допускаемых в исключи­тельных случаях нормативов на элементы плана и профиля и требований к видимости.

Из всего сказанного следует, что деление работ по улучшению дорог на капитальный ре­монт и реконструкцию весьма условно. Оно связано в настоящее время с использованием раз­ных источников финансирования и включением их в различные планы.

Известно, что дороги проектируют с расчетом удовлетворения требований движения на перспективу не менее чем 20 лет. Технические условия на проектирование дорог перерабатывают через значительно более короткие промежутки времени.

Учитывая все сказанное, под реконструкцией дороги подразумевается перестройка до­роги или ее отдельных участков с расчетом на изменившиеся или перспективные условия движения   с   обязательным   проведением   комплекса  работ,   повышающих   транспортно-эксплуатационные качества, удобство и безопасность движения по дороге.

1.3 Характер работ, выполняемых при реконструкции дорог

В связи с действующей классификацией ремонтных работ, существует мнение, что при реконструкции дороги все ее элементы должны быть доведены до значений, обеспечиваю­щих возможность движения с расчетной скоростью для присвоенной дороге категории. Однако выполнение этого формального требования часто бывает нецелесообразно. Создать дорогу, которую автомобили проезжали бы с постоянной расчетной скоростью, не­возможно. На крутых подъемах ни один современный автомобиль не может развить расчет­ной скорости из-за недостаточной мощности двигателя. На спусках водители вынуждены ог­раничивать скорости по соображениям безопасности движения. Значительную часть года - осенью, весной и зимой - из-за недостаточного коэффициента сцепления шин с покрытием движение по дорогам высших категорий с расчетными скоростями сопряжено с опасностью дорожно-транспортных происшествий. С другой стороны, на ровных прямых участках дорог с усовершенствованными покрытиями в сухом состоянии автомобили могут развивать ско­рости, намного превышающие расчетные.

Таким образом, расчетная скорость не является показателем транспортных качеств до­роги. По сути, так называемая расчётная скорость - это верхний предел технически допус­тимой скорости движения на более опасных участках дороги при благоприятных условиях погоды. Введение большинством стран ограничения расчётной скорости, в связи с требова­ниями безопасности движения, изменяет понятие о расчётной скорости. Сегодня она харак­теризует определённый запас безопасности, предусматриваемый при проектировании дороги.

Причины, вызывающие необходимое переустройство дороги, могут быть самые разные. Основные это:

- рост интенсивности движения, приводящий к снижению скоростей и возникновению заторов на отдельных участках дороги и к резкому ухудшению ее транспортных качеств;

- рост числа дорожно-транспортных происшествий;

- необходимость выноса дорог из населенных пунктов или с планировочной террито­рии вновь строящихся предприятий или сооружений, например аэродромов;

- устранение пересечений в одном уровне с железными дорогами;

- учет требований охраны окружающей среды;

-  необходимость обеспечения проезда по дороге транспортных средств с высокими скоростями движения, например, автобусов дальних междугородных линий или интенсив­ных туристских потоков;

- необходимость приспособления дороги к регулярному движению длинных автопоез­дов;

- появление в составе транспортного потока автомобилей с большими габаритами или большими нагрузками на ось.

Реконструкция, придавая дороге новые качества, восстанавливает на некоторый период времени нормальные условия движения пока при дальнейшем росте интенсивности движения или изменения его состава вновь не начнёт проявляться влияние факторов, снижающих эффективность использования автомобильного транспорта и повышающих аварийность.

Объем работ, необходимых для реконструкции отдельных дорог зависит от их роли в транспортной сети страны.

При совпадении направлений дорог, предусмотренных проектом сети, с существую­щими возможны следующие случаи:

- технические параметры существующей дороги практически удовлетворяют требова­ниям перспективного роста движения в течение достаточно отдаленного периода (20 лет и более);

- технические параметры, не удовлетворяя требованиям движения на далекую перспек­тиву, путем сравнительно простых мероприятий могут быть доведены до степени соответст­вия требованиям движения в течение более короткого срока (8-10 лет);

- технические параметры существующей дороги невысоки, а движение возрастает очень быстро. Через короткий период времени интенсивность достигнет той предельной ве­личины, которую может обслужить эта дорога.

Похожие материалы

Информация о работе