Процесс эксплуатации бесстыкового пути. Особенности текущего содержания бесстыкового пути, страница 3

       Сопротивление подъему путевой решетки (выдергиванию шпал из бал­ласта) влияет на устойчивость бесстыкового пути против вертикального выброса и зависит от рода и эпюры шпал, рода и степени уплотнения балласта.

Сопротивление повороту шал  в горизонтальной плоскости проявля­ется как реактивный крутящий момент, который возникает в узлах   при­крепления рельсовых плетей к шпалам при искривлении путевой решетки в плане. Сопротивление повороту возрастает с усилением затяжки   гаек, . закладных и клеммных болтов.

        Сопротивление стыков   перемещениям концов рельсовых плетей оказы­вает существенное влияние на работоспособность бесстыкового пути..          Шестиболтовой стык, скрепленный полным количеством болтов из   стали повышенной прочности, создает стыковое сопротивление 30 т при рель­сах типа Р65 и 20 т при рельсах типа Р50. Хорошо себя зарекомендова­ли восьмидырные накладки, которые в условиях Сибири при обычных бол­тах обеспечивали   стыковое сопротивление около 40 т. Погонные и сты­ковые сопротивления оказывают большое влияние на температурные пере­мещения концов рельсовых плетей.     

Длина участка «дыхания» конца рельсовой плети в общем случае опре­деляется по формуле

                                                                                (3.17)

       где   - расчетные значения продольных (сжимающих или растягивающих) температурных сил в заданном районе;

               - коэффициент линейного расширения, равный 0,0000118;

                Е - модуль упругости рельсовой стали, E=;

                 F - площадь поперечного сечения рельса, см2;

                 - перепад температуры от момента закрепления рельсовой плети                 

                      до наступления экстремальных температур;

                R- стыковое сопротивление, кгс;

               r- величина зимнего или летнего погонного сопротивления, кг/см.

В момент наступления максимальной расчетной температуры величина длины участка «дыхания»

                                                                             (3.18 )

соответственно в момент наступления минимальной расчетной температуры

                                                                              (3.19)

        где    - температура закрепления рельсовых плетей, принимаем равной    300С.

   При F=80,40 см2; =300С; 570С; -360С;    согласно формул (3.18) и (3.19):

летом:  

   зимой:  

  Аналогичные расчеты выполняются при  и неизменных остальных исходных данных

летом:  

   зимой:  

По результатам расчетов на листе    построена эпюра влияния погонного сопротивления на температурную работу бесстыкового пути.

    Кроме того такие же расчеты выполняются при    для F=80,40 см2, =300С; 570С; -360С; .

 По данным расчета построена эпюра влияния стыкового сопротивления на температурную работу бесстыкового пути, приведена на листе

  На  листе    величина определяется по формуле

                                                                                                          (3.20)

При  F=80,40 см2

Аналогично, при  величина  составляет соответственно 150С и 200С.

         Из эпюры влияния погонного сопротивления видно, что в одном и том же месте при постоянном стыковом сопротивлении в момент наступления максимальной расчетной температуры уменьшение погонного сопротивления с 6,5 до 4 кгс/см вызывает увеличение участка «дыхания» конца рельсовой плети с 53 до 86 м. Аналогичная картина наблюдается и зимой, когда уменьшение вдвое погонного сопротивления, увеличивает в два раза участок «дыхания». В это же время и возрастают и температурные деформации рельсовых плетей.

         Из эпюры влияния стыкового сопротивления видно, что с увеличением стыкового сопротивления уменьшается длина «дыхания» конца рельсовой плети. Увеличение стыкового сопротивления с 20 тс до 40 тс уменьшает участок «дыхания» с 53 м до 22 м летом и с 45 м до 37 м зимой. Перемещение конца рельсовой плети при этом так же уменьшается.

       При плохом закреплении клеммных болтов каждые 100 м плети при изменении температуры на 10 С укорачивается или удлиняется на 1,2 мм. При значительных колебаниях температуры это недопустимо, так как может произойти излом плети или срез стыковых болтов зимой; в жаркую погоду при плохом закреплении путь может быть выброшен. Вот почему постоянное поддержание высоких погонных и стыковых сопротивлений, поддержание в исправном состоянии поперечного профиля балластной призмы – основная гарантия нормальной работы бесстыкового пути и обеспечения безопасного движения поездов.

         3.4 Разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях

         3.4.1 Основные требования

         Разрядка внутренних температурных напряжений в рельсовых плетях производится:

       - при вводе в расчётный интервал тем рельсовых плетей, уложенных (или сваренных) вне расчётного интервала;

       - накануне выполнения путевых работ, уменьшающих боковую устойчивость бесстыкового пути в летнее время года пример, при сплошной очистке щебёночного балласта щебнеочистительной машиной, сплошной выправке пути с подъёмке производимых при температуре рельсов, превышающей допус­тимую;

        -при обнаружении признаков, способных привести к по­тере устойчивости бесстыкового пути в процессе эксплуатации, например, при внезапном появлении угла в плане в жаркую лет­нюю погоду.