Значение словесно - логического и наглядно - образного типов мышления в изобразительном процессе учащихся

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3. Значение словесно - логического и наглядно - образного типов мышления в изобразительном процессе учащихся.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое, эмпирическое, логическое, интуитивное. В школьные годы формируется тип мышления, происходит выбор ведущего

Словесно-логическая память — более высший уровень деятельности. При изучении какой-либо сложной темы не все дается ученику подробно -а в форме сказки, на примере героев и т. д. — это и есть процесс словесно-логического мышления.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Наглядно-образный тип мышления - у дошкольника и младшего школьника (так как они еще не понимают голые цифры за которыми ничего не стоит)

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один из этапов онтогенетического развития мышления.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Следовательно для формирования понятийного аппарата ребенку нужно овладеть этими мыслительными операциями.

Логические задачи (предлагаемые учителем) позволят ребенку овладеть такими понятиями, как слева вправо, выше, ниже, больше, меньше, шире, уже, ближе, дальше. В зависимости от доминанты правого / левого полушария, информацию дети воспринимают по разному. Дети с доминантой левого полушария легко воспринимают ИЗО деятельность и информацию не только абстрактную, но и конкретную (анализ натуры, теория, рисунки- чертежи, натуральный объект). — Словестно-логический тип.

Дети с доминантой правого полушария обладают наглядно-образным мышлением и памятью. У них преобладает образная память, непроизвольная, механическая - без понимания сути, эмоциональная память на чувства, движения.

Художественно-образная характеристика изображаемого в рисунках учащихся рождается в единстве практической деятельности и зрительного восприятия. Для формирования у детей художественного видения надо стремиться развить их ассоциативное восприятие. Ассоциативные сравнения влияют на умение различать форму, ее особенности конструкции и пропорции. Чтобы выбрать адекватное художественное сравнение ребенку нужно иметь широкий опыт — нужны упражнения по развитию слухового восприятия. Это помогает созданию образа Так же необходимо осязательное восприятие- фактура. Больше быть на природе, эстетически оценивать ее.

Учитель должен соотносить, художественный образ задачи с учебным (графическим): формат, заполнение плоскости листа, взаимосвязь изображаемого в композиции, цвет, пространство, ИЗО материалы и техника работы. Т. е. подчинение всех средств выражению чувства, замысла

Нужны дидактические игры ( Пример: игра - водитель - он кто?, что делает? Т. е. причинно следственные связи), чтобы наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения переходил в познавательно — аналитический метод изображения. Нужно проводить рефлексию всего класса ( все работы рассматривать и анализировать

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
19 Kb
Скачали:
0