Особенности текущего содержания бесстыкового пути, страница 6

Как видно из графика (рисунок 3.10) минимальные перемещения рельсовых плетей наблюдаются при температурах закрепления от 25 до 35°С. Такая же зависимость имеет место и при стыковых сопротивлениях 300 кН и 400 кН.

Температурные деформации рельсовых плетей, величина которых показана в таблице 3.8, имеют место при прямом ходе температур, т.е. в первый год эксплуатации. В последующие годы величина деформации при обратном ходе меньше половины деформации прямого хода.

3.2.4.3 Влияние зазоров, устанавливаемых при укладке бесстыкового пути на температурную работу

При укладке и закреплении бесстыкового пути необходимо назначать такие стыковые зазоры, которые обеспечивали бы оптимальную работу стыковых зазоров между рельсовыми плетями и уравнительными рельсами в зоне уравнительного пролёта.

Определим величину стыковых зазоров между рельсовыми плетями и уравнительными рельсами в момент наступления минимально расчётной температуры в зависимости от величины стыковых зазоров устанавливаемых при закреплении плетей в оптимальном интервале температур от 25 до 35°С.

Для стыкования рельсовых плетей друг с другом используются два, три и четыре уравнительных рельса длиной 12,5 м. Величина конструктивного стыкового зазора принята 21 мм, однако при рельсах типа Р65 и Р75 предполагается увеличить до 25 мм за счёт сверления отверстий на концах рельсов и стыковых зазоров в зоне уравнительного пролёта при установке в момент укладки и закрепления бесстыкового пути стыковых зазоров величиной 0,5 и 10 мм.

Величина перемещений конца рельсовой плети при температурах закрепления 25°С и 35°С определена в разделе 3.2.4.2.

Удлинение одного конца уравнительного рельса при изменении температуры от момента укладки до максимальной

,                                       (3.36)

где l – половина длины уравнительного рельса равная 625 см.

Укорочение одного конца уравнительного рельса при понижении температуры от температуры укладки до минимальной равно

,                                     (3.37)

В условиях Белорусской железной дороги годовые деформации уравнительного рельса длиной 12,5 м составляют 4 – 5 мм.

Зазор при минимальной температуре будет рамен

,                                      (3.38)

где  λпл – суммарная годовая деформация конца рельсовой плети, мм;

λур – суммарная годовая деформация конца уравнительного рельса, мм;

nур– количество уравнительных рельсов;

nур+1 – число стыковых зазоров в уравнительном пролёте;

λ0 – зазор между уравнительными рельсами в момент укладки, м.

Анализируя данные расчёта наибольшего раскрытия стыкового зазора в момент наступления минимальной расчётной температуры отмечаем, что с увеличением числа уравнительных рельсов улучшаются условия работы уравнительного пролёта вследствие уменьшения фактических стыковых зазоров в зимнее время.

При двух уравнительных рельсах в уравнительном пролёте раскрытие зазоров в пределах конструктивного значения обеспечивается при температуре закрепления плетей +25°С и установке стыковых зазоров от 0 до 6 мм. Если плети закрепления при температуре +35°С , то нормальная работа стыков уравнительного пролёта обеспечивается также при установке стыковых зазоров от 0 до 5 мм; нулевых стыковых зазоров или зазоров не более 1 мм. Установка больших зазоров осложняет работу стыковых соединений уравнительных пролётов, так как раскрытие стыковых зазоров превышает их конструктивное значение, вызывая изгиб болтов в зимнее время.

При трёх уравнительных рельсах в уравнительном пролёте раскрытие стыковых зазоров уменьшается на 1,5 – 2,5 мм, а при четырёх уравнительных рельсах — на 2,5 – 4 мм по сравнению с зазорами при двух уравнительных рельсах.

Таблица 3.14– Наибольшее раскрытие среднего стыкового зазора зимой

Tу, °С

l0, мм

Средний зазор в уравнительном пролёте в зависимости от числа уравнительных рельсов и величины зазоров при укладке рельсовых плетей, мм

2х12,5

3х12,5

4х12,5

При наличии изостыка

3х12,5

12,5+25,

0+12,5

25

0

5

10

22,43х)

17,31хх)

27,43

22,31

32,43

27,31

19,75

15,91

24,75

20,91

29,75

25,91

18,14

15,07

23,14

20,07

28,14

25,07

19,75

15,91

24,75

20,91

29,75

25,91

23,34

19,50

28,34

24,50

33,34

29,50

35

0

5

10

21,91

20,61

26,91

25,61

31,91

30,61

19,35

18,38

24,35

23,38

29,35

28,38

17,81

17,03

22,81

22,03

27,81

27,03

19,35

18,38

24,35

23,38

29,35

28,38

22,95

21,98

27,95

26,98

32,95

31,98

Примечание            х) В числителе — величина раскрытия зазора с учётом укорочения и удлинения рельсовых плетей и уравнительных рельсов

хх) В знаменателе — величина раскрытия зазора с учётом укорочения рельсовых плетей и уравнительных рельсов

С увеличением стыкового сопротивления отмечается резкое снижение годовых температурных перемещений рельсовых плетей и уравнительных рельсов, что естественно уменьшает раскрытие стыкового зазора в пределах конструктивного. При этом улучшаются условия работы уравнительного пролёта и снижается воздействие на путь подвижного состава. Поэтому обеспечение высокого стыкового сопротивления в процессе эксплуатации является одним из основных требований для обеспечения нормальной работы бесстыкового пути. При этом исключается необходимость замены уравнительных рельсов на удлинённые или укороченные соответственно на осеннее-зимний или весеннее-летний периоды. Наряду с повышением эффективности бесстыкового пути при этом не нарушается температурный режим работы рельсовых плетей и повышается уровень безопасности движения поездов.