Программа курса “Экономика общественного питания”

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-------------------------------------------------------

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В.ПЛЕХАНОВА

----------------------------------------

Кафедра экономики и управления предприятиями питания

"Экономика общественного питания"

Москва 2003

Составитель: кандидат экономических наук , кандидат экономических наук

Программа курса “ Экономика общественного питания ” / Сост.: , , М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003.       

Для студентов специальности 060800. “Экономика и управление на  предприятии. Общественное питание.”

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. Цель курса.

Сформировать у студентов представление об общественном питании как отрасли национальной экономики, объединяющей совокупность предприятий и организаций, характеризующихся единством экономического назначения хозяйственной деятельности, направленной на производство и доведение до потребителей определенной группы материальных благ.

2. Задачи курса.

– Познание и использование действия общих и специфических экономических законов в общественном питании.

– Определить экономическое содержание общественного питания как отрасли народного хозяйства в системе общественного производства, границы отрасли и ее связи.

– Раскрыть организационную структуру отрасли.

– Изучить современное состояние, экономические проблемы и перспективы развития общественного питания.

– Дать характеристику рынков ресурсов, обеспечивающих функционирование общественного питания (материальные, трудовые, финансовые).

– Показать взаимосвязь общественного питания с финансово-кредитной системой.

– Исследовать факторы, определяющие эффективность функционирования общественного питания.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

“Экономика общественного питания” как отраслевая наука, основывается на тесной взаимоcвязи с рядом других научных дисциплин.

Для успешного освоения курса студенты должны изучить такие общеэкономические дисциплины как “Экономическая теория”, “История экономики”, “Статистика”, “Финансы, денежное обращение, кредит” ...

Одновременно курс “Экономика общественного питания” является теоретическим фундаментом для таких специальных дисциплин, как “Экономика предприятий общественного питания”, “Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания” и входит в блок базовых дисциплин специализации.

4. Требования к уровню освоения курса.

В результате изучения дисциплины экономист-менеджер должен знать:

1. понятие отрасли, ее структуру, экономические границы и роль в системе общественного воспроизводства;

2. законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирую-щие деятельность предприятий питания;

3. экономические проблемы общественного питания как отрасли народного хозяйства и перспективы ее технического, экономического и социального развития;

4. процессы специализации, концентрации, кооперирования и комбинирования в отрасли;

5. условия, отражающие особенности конкуренции в массовом питании;

6. принципы ценообразования на потребительские товары и услуги;

7. методику оценки экономического потенциала общественного питания в условиях рыночной конъюнктуры.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1. Разделы курса.

1. Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве.

2. Общественное питание и рынок.

3. Организационная структура отрасли.

4. Состояние общественного питания как отрасли народного хозяйства.

5. Общественное питание и рынок труда.

6. Общественное питание и рынок материальных ресурсов.

7. Общественное питание и кредитно-финансовая система.

8. Социально-экономическая эффективность общественного питания.

2. Темы и краткое содержание.

Введение.

Предмет и метод курса. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и навыкам специалистов. Связь с экономико-социальными и другими дисциплинами.

Цель и задачи, структура и последовательность изучения курса. Соотношение различных видов учебных занятий. Самостоятельная работа и методы ее контроля.

Раздел 1. Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве.

Общественное питание как составная часть сферы обращения. Рыночные и нерыночные услуги. Понятие сферы услуг. Понятие сферы обращения. Место и роль сферы услуг и обращения в процессе общественного воспроизводства.

Кулинарная продукция как товар.

Функции общественного питания как отрасли национальной экономики.

Место и роль общественного питания в процессе общественного воспроизводства. Взаимосвязь общественного питания с производством, распределением и личным потреблением. Значение общественного питания в повышении производительности труда, экономии издержек потребления, в воспроизводстве рабочей силы.

Раздел 2. Общественное питание и рынок.

Типы рыночных моделей. Характеристика монополистической конкуренции. Место общественного питания.

Элементы рынка и их реализация в общественном питании.

Рынок продукции: оптовый и потребительский; сфера обращения потребительских товаров; розничная торговля, оптовая торговля, массовое питание. Рынок услуг.

Особенности формирования рынка потребительских товаров.

Потребности как исходная предпосылка формирования потребительского рынка. Спрос и предложение – определяющие факторы потребительского рынка. Принципы формирования цен на потребительские товары и услуги.

Классификация рынка потребительских товаров по товарной специализации, региональному признаку, уровню монополизации, степени насыщенности товарами, активности процессов купли-продажи.

Понятие конъюнктуры и емкости рынка.

Методы количественной оценки конъюнктуры рынка.

Потребительский рынок России: состояние, тенденции развития.

Общественное питание и потребитель. Воздействие общественного питания на структуру потребления.

Сертификация услуг общественного питания. Защита прав потребителей.

Раздел 3. Организационная структура отрасли.

Общая характеристика отрасли массового питания. Классификация предприятий массового питания по формам собственности, организационно-юридическому статусу, по производственному принципу.

Факторы, определяющие интенсивность конкуренции, интеграции и диверсификации предприятий питания.

Раздел 4. Состояние общественного питания как отрасли народного хозяйства.

История развития массового питания в России. Роль и место массового питания в экономике переходного периода.

Качественные характеристики современного состояния отрасли.

Экономические реформы в сфере обращения в России.

Государственное регулирование отрасли: сферы и методы воздействия.

Проблемы и перспективы развития общественного питания.

Раздел 5. Общественное питание и рынок труда.

Рынок труда. Роль государства в регулировании рынка труда.

Общественное питание и занятость рабочей силы.

Социально-экономическая сущность труда в общественном питании. Кадры общественного питания, их характеристика и подготовка.

Трудовые ресурсы общественного питания: характеристика и динамика.

Особенности труда работников общественного питания. Структура и динамика кадров общественного питания. Эффективность труда в отрасли.

Роль общественного питания в воспроизводстве рабочей силы, его влияние на рост производительности общественного труда.

Раздел 6. Общественное питание и рынок материальных ресурсов.

Общая характеристика материальных ресурсов общественного питания. Рынок основных фондов: понятие, классификация, современное

Похожие материалы

Информация о работе