Формальные условия общения. «Экономика и организация производства». «Экономика предприятия питания», страница 2

Тема 4.3. Доходы и прибыль предприятий питания

Тема 4.4. Социально-экономическое значение и предприятий питания. Экономическая эффективность коммерческой деятельности предприятий питания

Раздел 5.ПРЕДПРИЯТИЕ ПИТАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 5.1. Планирование хозяйственной деятельности предприятий питания

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основные

1.  Ефимова О.П. Экономика общественного питания: учебное пособие. / Под ред. Н.И. Кабушкина. – 5-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2006.

2.  Экономика и управление предприятиями питания: учебник. / Под ред. Малышкова В. И., — М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2005

Дополнительные

1.  Экономика предприятия: учебник./ Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М

2.  Кравченко Л. И., Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. — Мн.: Финансы, учет, аудит, 1998

1.1.Сущность ОП, место и роль в экономике, отличительные особенности, функции

Определить сущность – значит понять, что вещь из себя представляет – в данном случае с экономической т.з. Т.е. необходимо выяснить – а каким образом задействовано ОП в хозяйственной деятельности.

Что-то понять – определить через уже известные нам понятия. В данном случае – это общеэкономические понятия.

Есть такое понятие как общественный продукт. Это некая вещь, которая востребована среди людей – в обществе и за которую может возникнуть борьба – который всегда в недостатке. Поэтому всегда существует необходимость в его воспроизводстве. Т.е. он не статичен, а всегда находится в каком-то движении. 

Развитие общественного распределения со временем привело к возникновению товарного производства.

Товар  - в отличие от Продукта – обладает двумя сторонами: полезностью  (как и продукт) и стоимостью. Благодаря этому он может обмениваться. И тогда возникает простая форма обмена: Товар- Товар.

Углубление разделения труда привело к развитой форме обмена: появлению Денег – в натуральной форме, т.е. сам какой-то товар стал эквивалентом. Форма обмена приобрела формулу: Товар-деньги-Товар.

В условиях товарного производства прежде чем попасть в потребление товар проходит распределение и обмен.

1.Как известно, в любой общественно-экономической формации) общественный продукт проходит 4 фазы обращения:

  1. производство
  2. распределение
  3. обмен
  4. потребление

Целью любого пр-ва является потребление, но исходным – пр-во.

2.Даже в глубокой древности прежде чем быть потребленным продукт проходил в каком-то смысле все эти стадии. (добывался, распределялся среди членов семьи и мог быть обменен).

Также напоминаю, что существует две сферы производства: материальная и нематериальная.

Производство продукта всегда осуществлялось в отраслях материального производства (скотоводство, собирательство, позднее – промышленность). Но попутно возникали отрасли, непосредственно не производящие продукт (воспитатели, врачи, позднее архитектура, образование и т.п.), которые непосредственно не производили продукт, но способствовали обслуживанию его производства.

В связи с этим – в том числе – было необходимо – распределение продукта и на тех, кто его не добывает, но способствует добычи.

Особенность ОП как отрасли НХ (а значит и ее субъектов ПП), ее сущность заключается в том, что она участвует на всех этих этапах воспроизводства общественного продукта!!!

Понятно, что производственные пр-я  - только производство,

Торговые – только распределение и обмен.

Отсюда видны основные (общеэкономические) функции ОП и соответственно ПП:

1.Производство кулинарной продукции

2. Реализация

3.Организация потребления.

Можно сразу заметить, что общая с Торговлей функция – реализация, общее с пищевой промышленностью – производство. И отсюда сразу видно, что специфической функцией является – организация потребления, ей не занимается никакая другая отрасль.

Как уже было отмечено, по мере развития общества появились сферы материального и нематериального воспроизводства. 

Как же в современной экономике разграничиваются эти две сферы? Критерием  - является Создание НД.

ВНП=Ц+V+М

Ц - средства производства

V - живой труд, рабочая сила

М – прибавочная стоимость

НД – как экономическая категория – Вновь созданная стоимость. НД=V+М

ОП – как и торговля – относится к сфере материального производства, т.к. в ней создается НД.

Сфера материального производства делится на три сферы: сфера производства, обращения и сфера услуг.

На  ряду с производством продукции ОП занимается оказанием услуг.

Услуга – по Котлеру – то, что направлено на удовлетворение потребностей.

Таким образом, ОП помимо сферы производства функционирует и в сфере обращения (выполняя функцию реализации) и в сфере услуг.

(Так Оп выполнят ф-ию производства, то оно функционирует в сфере производства

Т.к. Реализует – в сфере торговли

ОП помимо производства, занимается оказанием услуг.

(Услуга – по Котлеру – то, что направлено на удовлетворение потребностей.)

(Существует такое современное понятие – как Потребительский рынок – это рынок товаров и услуг (для личного потребления). Именно на нем функционируют ПП.)

(Организационно при этом  - с Советских времен – Оп находится в Системе торговли (статистика, управление).)

В завершении – о специфическом значении ОП.

Кроме уже названного значения, стоит отметить, что ОП играет возрастающую роль в повышении эффективности воспроизводства рабочей силы. Это достигается по двум направлениям: 1) за счет увеличения производительности труда;

2) снижение потерь совокупного рабочего времени.