Место и роль человека в природных экосистемах. Смог, механизм образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Экзаменационные вопросы по дисциплине

«Химия и общество»

1.  Место и роль человека в природных экосистемах.

2.  Смог, механизм образования

3.  Критерии качества воды используемых для нужд населения и рыбохозяйственных целей

4.  Эрозия почв, факторы определяющие эрозию почв

5.  Естественный углеродный цикл и влияние человека на естественный углеродный цикл

6.  Санитарно-эпидемиологический надзор за уровнем загрязнения компонентов окружающей среды

7.  Типы отношения человека с веществом окружающей среды

8.  В чем состоит сущность правил «Экологической пирамиды»?

9.  Озонный слой. Механизм образования, его роль для живых организмов. Понятие «озонный дождь».

10. Критерии разработки ПДК, ПДВ и ПДС вредных веществ. Коэффициент накопления.

11. Основные методы используемые в химической технологии.

12. Нефть, ее значение для человеческого общества. Экологические последствия нефтяного загрязнения.

13. Рациональное использование окружающей среды.

14. Биологические эффекты вызываемые поллютантами.

15. Воздух и здоровье человека

16. Промышленная экология, ее проблемы

17. Ядерная энергия. Экологические последствия использования ядерной энергии.

18. Природные воды и тяжелые металлы.

19. Что такое «энергетический штраф».

20. Роль химии для человеческого общества.

21.Автоматизация производства

22. Основные виды энергии, используемые человеком

23. Азотный цикл в круговороте веществ. Проблема нитратов

24. Методы химического мониторинга окружающей среды

25. Экологически «чистые» виды энергии

26. Что такое оборотная вода. Малоотходное производство

27. Что такое эвтрофирующее загрязнение

28. Агрохимикаты. Экологические последствия использования агрохимикатов (индустриализация сельского хозяйства).

29. Биологизация производства

30. Влияние человека на основные биологические круговороты

31. Аэрозоли, источники поступления их в атмосферу

32. Значение морей и океанов в жизни человека.

33. Влияние кислотных дождей на водные биоресурсы

34.Химия и научно-техническая революция (НТР)

35. Антропогенные источники радиоактивности. Радиоизотопы. Единицы измерения радиоактивности.

36. Сточная вода. Методы обеззараживания сточных вод

37.Биологические методы мониторинга окружающей среды.

38.«Парниковый эффект»

39.Первичное и вторичное загрязнение окружающей среды

40.Понятия «техногенная геохимическая аномалия».

41.Влияние антропогенной деятельности на геосферу

42.Основные источники кислотных дождей

43.Новые искусственные материалы и проблема охраны окружающей среды

44.Коэффициент комплексности и коэффициент безотходности

45.Проблема выхлопных газов

46.Методы очистки газовых выбросов в атмосферу

47.Антропогенные источники загрязнения водной среды

48.Основные приоритетные токсиканты в воде

49.Охрана водных биоресурсов

50.Возобновляемые и не возобновляемые источники энергии.

51.Охрана почв. Последствия антропогенной деятельности на литосферу

52.Экологические последствия использования углеводородного топлива

53.Ксенобиотики. Пути их поступления

54.Метаболизм ксенобиотиков в живых организмах

55.Адаптация и кумуляция, их разновидности.  

Федеральное агентство по образованию РД

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Дагестанский филиал

Рабочая программа по дисциплине: «Химическая экология»

Направление: 050100 ЕНО

Курс 2-й

Форма обучения - очная

Количество часов по дисциплине - 90

Количество  аудиторных часов - 34, лекций 17, лабораторных занятий - 17

Автор-составитель:

ст. преподаватель, к.б.н.

Уцов С.А.

Зав. каф. ЕНО - Алиев Ю.А.

Махачкала 2005


Тематический план и расчет часов по видам занятий II – семестр

(17 недель:2/2), лекций 17 часов, лабораторные занятия – 17 часов.

Химическая экология.

Примерное распределение учебного времени по темам

Разделы

Лекция

Лабораторные занятия

1

Химическая   экология   и   проблема  охраны окружающей среды

2

2

2

Экологические системы и тонкая структура биосферы

2

2

3

Химическая  экология  атмосферы,  озонный защитный слой

2

2

4

Химическая экология гидросферы. Элементы водной   токсикологии.   Природные   воды   и тяжелые металлы в условиях антропогенного воздействия.

2

2

5

Химическая экология литосферы

2

2

6

Биогеохимические    циклы    и    мониторинг окружающей среды

2

2

7

Экологически чистые виды энергии

Безотходные       технологии       и       физико-химические методы очистки сточных вод и газовых выбросов в атмосферу

3

3

8

Проблема кислотных дождей и их влияние на экосистему

2

2

Всего

17

17

Контрольные вопросы к зачетам по дисциплине «Химическая экология».

1.  Дать определение «окружающая среда».

2.  В чем состоит основная сущность проблемы охраны окружающей среды?

3.  Перечислите биофильные элементы

4.  Дайте определение понятий «продуцент», - «консумент», «редуцент».

5.  Дайте определение понятия «экосистема»

6.  Дайте определение понятия «биотоп», и «биоценоз», «ноосфера».

7.  Приведите схему процесса дыхания

8.  Что такое брожение, гниение?

9.  Каковы принципы классификации экосистем?

10.Что подразумевают под «живым существом» планеты?

11.В чем отличие автотрофов от гетеротрофов?

12.Почему человек не входит в состав природных экосистем?

13.В чем состоит принцип эмерджентности?

14.Что такое тропо-, страто- и мезопаузы?

15.Почему основной состав воздуха на всех высотах одинаков?

16.В чем суть диссипации атмосферных газов и чем она вызвана?

17.Какие основные антропогенные факторы влияют на состав атмосферы?

18.Что такое прозрачность и «альбедо» атмосферы?

19.Какие факторы предопределяют механизм образования смога?

20.Какие процессы обуславливают естественную радиоактивность атмосферы?

21.Какие источники антропогенного характера влияют на радиоактивное загрязнение атмосферы?

22.Что такое аэрозоли и какова их квалификация?

23.Какие химические соединения входят в состав выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания

24.Что такое озонные дожди

25.В чем состоит защитные функции озонного слоя

26.Общий механизм образования озонного слоя

27.Факторы, вызывающие разрушение озонного слоя

28.Каково биологическое воздействие озона?

29.Какие факторы определяют жесткость природных вод?

30.Какие функции выполняют ледники?

31.В чем различие между средним элементным составом поверхностных пресных вод суши и Мирового океана?

32.Какие существуют наиболее опасные загрязняющие вещества вод планеты?  

33.Чем регулируется рН природных вод?

34.Каковы границы литосферы?

35.Какая часть литосферы относятся к биосфере?

36.Что вы можете сказать о строении земной коры?

37.Что такое «техногенная геохимическая аномалия»?

38.Почему земную кору можно назвать оксисферой?

39.Какие основные химические элементы входят в состав земной коры?

40.Дайте определение геологической среды

41.Основные биогеохимические циклы, осадочные и газовые.

42.Что такое азотный цикл?

43.Характеризуйте цикл фосфора в биосфере

44. Круговорот воды и ее виды

45.В чем состоят особенности круговорота ртути?

46.Какие типы мониторинга вы знаете?

47.В чем суть метода ХПК?

48.В чем суть метода БПК?

49.Что такое доза излучения?

50.Для чего разработаны ПДК, ПДВ и ПДС.

51.Перечислите возобновляемые и невозобновляемые источники энергии.

52.Что такое коэффициент качества энергии?

53.Как вы понимаете «старение солнечной системы»?

54.Как влияет антропогенная деятельность на естественный круговорот углерода, азота, серы?

55.В чем отличительные принципы термоядерной энергии?

56.В чем состоят принципы безотходной технологии?

57.Что такое коэффициент безотходности производства и коэффициент возврата вещества в круговорот?

58.Что такое «коэффициент накопления»?

59.Какие основные принципы лежат в основе токсикологии?

60.Что такое синергизм, и сенсибилизация, в чем их отличие?

61. Что такое летальный синтез?

62.Что такое индекс токсичности (ИТЕ)?

63.В чем состоит явление кумуляции?  

64. Какие функции выполняют клеточные мембраны в плане токсикологии?

65.Что такое механизм действия и эффект действия?

66.В каких аспектах рассматриваются перемещение и действие загрязняющих веществ в водной среде?

67.В чем состоит явление адаптации и возможные механизмы адаптации?

68. Какие факторы вносят вклад в кислотность атмосферы?

69.Что вы можете сказать о двух альтернативных вариантах подхода к проблеме кислотных дождей?

70.Как влияют кислотные дожди на геохимическую активность алюминия?

71.Влияние кислотных дождей на гидробионты, на строительные сооружения.

72.Вклад окислов серы, азота, фосфора в формировании кислотности атмосферы и их механизмы превращения.

73.В чем состоят особенности проблемы загрязнения природных объектов тяжелыми металлами?

74.В чем состоит сущность методов обессоливания?

75.Какова роль атмосферных осадков в загрязнении гидросферы тяжелыми металлами?

76.Что такое коэффициент водной миграции тяжелых металлов?

77.Какие физико-химические методы очистки среды от тяжелых металлов вы знаете?

78.Какие из металлов представляют наибольшую экологическую опасность?

79.Какие источники загрязнения тяжелыми металлами вы знаете?  

Федеральное агентство по образованию РД

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Дагестанский филиал

Рабочая программа по дисциплине:

«Техника химического эксперимента»

Направление: 050100 ЕНО

Курс - 1-й

Форма обучения - очная

Количество часов по дисциплине - 72

Количество  аудиторных часов - 36 лабораторных занятий - 36

Автор-составитель:

ст. преподаватель, к.б.н.

Уцов С.А.

Зав. каф. ЕНО - Алиев Ю.А.

Махачкала 2005

2)  Цель  дисциплины:   формирование   представления   о   технике лабораторных   работ   и   ее   значимость   при   проведении   химических экспериментов.

3)  Задачи дисциплины:

- ознакомление     студентов      со      стандартным      оснащением, оборудованием и методом исследования;

-  сформировать представление с общим устройством и принципом действия приборов;

-  познакомит с общими положениями техники безопасности при работе в химической лаборатории;

4)  Отбор содержания и организация учебного процесса проведены с учетом   количества   часов,   выделенных   на   данный   курс,   с   охватом имеющихся разделов курса «Техника химического эксперимента»

5)  Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на лабораторных занятиях при опросе теоретического материала.

Тематический план и расчет часов по видам занятий III семестр

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Химия
Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
148 Kb
Скачали:
0