Паровые и воздушные машины. Устройство и принцип действия паровой машины, страница 2

В положении, приведенном на рис. 73,, пар из котла через запорный вентиль 6 и дроссельный клапан 7 регулятора 8 поступает в золотниковую втулку 9, а затем через левый паровой канал 4 в левую полость цилиндра. В этот момент в правой полости цилиндра отработавший пар поступает в трубопровод отработавшего пара 25 через правый паровой канал и внутреннюю часть золотника. Так как давление острого пара значительно превышает давление отработавшего, то под действием разности давлений поршень передвигается слева направо, а кривошип 20 поворачивается по часовой стрелке.

Маховик 19, насаженный на вал машины, приобретая инерцию во время рабочего хода, накапливает энергию, достаточную в дальнейшем для преодоления мертвого положения поршня и создания необходимой равномерности и плавности вращения вала.

Эксцентрик приводного механизма (или кривошип золотника) заклинивается на коленчатом валу с некоторым опережением (угол б) по ходу вращения, так что при продолжающемся движении поршня машины вправо, с некоторого момента золотник начинает двигаться влево, перекрывая левый

паровпускной и правый паровыпускной каналы. При перекрытии левого канала прекращается поступление пара в левую полость цилиндра и начинается расширение: при перекрытии правого канала прекращается выпуск отработавшего пара из правой полости и начинается сжатие оставшегося пара. При обратном ходе поршня (справа налево) острый пар поступает из золотниковой втулки в правую полость цилиндра, а уже отработавший в левой полости пар выталкивается поршнем через левый паровой канал в трубопровод отработавшего пара.

Таким образом, периоды работы пара в полостях цилиндра оказываются сдвинутыми относительно друг друга. Этот сдвиг равен примерно 180° угла поворота коленчатого вала.


Рабочий процесс паровой машины

Рассмотрим рабочий процесс в левой полости цилиндра (рис. 74).

В точке с с некоторым предварением начинается впуск острого пара. В точке а к моменту прихода поршня в мертвое положение давление в цилиндре достигает максимальной величины р1; однако оно несколько меньше, чем давление в котле рк, на величину Ар вследствие потерь на трение пара о стенди труб, в запорных вентилях, органах парораспределения и других узлах на пути от котла к машине.

Объем, заключенный между крышкой цилиндра и поршнем в его ближайшем мертвом положении, называется объемом вредного пространства и обозначается V0. На линии abвпуск пара продолжается, однако, как видно, давление не остается постоянным, оно несколько уменьшается вследствие возрастающего сопротивления движению пара в органах парораспределения и в трубопроводах, вызванного увеличением скорости движения поршня.

В точке bвпуск пара прекращается (происходит отсечка пара) и начинается его расширение. Объем

поступившего пара равен V%. Отношение у1 = е„ называется относительной степенью наполнения, или просто степенью наполнения.

В точке е с некоторым предварением начинается выпуск отработавшего пара, и давление резко падает. При движении поршня от левого положения к правому, когда в цилиндре происходят процессы впуска, расширения и частично выпуска, паром совершается полезная работа, передаваемая на поршень. Ход поршня, на протяжении которого совершается полезная работа, называют рабочим ходом.

На участке dfпроисходит выталкивание отработавшего пара, причем давление рг отработавшего пара несколько выше атмосферного р0 и зависит от сопротивления выхлопной системы.

Линия fcпредставляет процесс сжатия оставшегося в цилиндре пара.

Отношение - ес называется относительной

степенью сжатия, или просто степенью сжатия.

Ход поршня от правого мертвого положения к левому, на протяжении которого происходят процессы выпуска, сжатия и частично впуска, является подготовительным и происходит за счет затраты работы.

При испытании паровой машины, а также при установке парораспределения с каждой полости цилиндра снимается диаграмма рабочего -процесса. Прибор, который служит для этой цели, называется индикатором.