Насилие над ребенком в семье. Проблема насилия в отношении детей

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Нурмагомедова Патимат

Студентка 5 курса

Ф-та Психологии

Насилие над ребенком в семье.

Проблема насилия в отношении детей—одна из острых    и малоразработанных тем в российской психологической и педагогической науке. Особенность российской ситуации заключается в представлении об исключительной редкости феномена жестокого обращения с детьми и их малой патогенной и социальной значимости, что связано, в основном, с двумя обстоятельствами:

1. Обсуждение проблемы насилия против личности было до недавнего времени своего рода табу; насилие рассматривалось лишь в контексте классовых, расовых и межгосударственных отношений, не упоминая о насилии против личности вообще и личности ребёнка в частности, т.е. государство не желало признавать существование самой проблемы насилия по отношению к личности.

2. Особенности самой ситуации, в которой запуганный угрозами ребёнок смертельно боится сообщить о своих страданиях, причём не только непосредственно после насилия, но иногда и годы спустя.

В настоящее время наше общество признало, что насилие — это не редкие события, имеющие место в отдельно взятых семьях, а страшная эпидемия, поразившая все слои общества. Насилие было признано социальной проблемой, требующий серьезного внимания специалистов, государствам  в целом  и незамедлительного  решения. Серьезность проблемы подтверждают данные МВД и кризисных служб. Согласно статистике МВД в 2002 г. 60 % всех тяжких преступлений произошло в семьях, жертвами   которых в подавляющем большинстве   являются женщины  и дети. Ежегодно два миллиона уходят  из  дома из-за невозможности пережить насилия в семье. По данным кризисных служб России все больше становится  количество  обращений,  связанных непосредственно с проблемой насилия над детьми - до 80 %. Это физическое, эмоциональное и сексуальное насилие; дети, лишенные ухода и внимания; дети наблюдающие ссоры и драки (или избиения) между родителями; дети родителей алкоголиков.

Выделяют три вида насилия:

эмоциональная (психологическое) насилие то, что вызывает обиду, задевает   самолюбие, четь и   достоинство: деструктивная критика, унижение, угроза, изоляция (запрещается общаться с другими, близкими людьми выходить на улицу и т.д.), а также неадекватные родительские установки (эмоциональная депривация и симбиоз), завышенные требования к ребенку, неправильные типы воспитания, словом все, что разрушает отношение привязанности или напротив, насильно их фиксируют. Так эмоциональные неприятия способствуют формированию жестокости;

жестокость  порождает пассивных безинициативных, лживых или же жестоких людей и т.д.

Физическое насилие нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений в виде различных гемотом, переломов, ожогов и т.д., которые причиняют серьезный ущерб здоровью ребенка и нарушают его развитие.

Сексуальное насилие это вовлечение зависимых незрелых детей и подростков в сексуальную активность, на которую они не могут дать информированное согласие, которую они не осознают или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это любые сексуальные покушения на   ребенка - изнасилование, совращение, сексуальные   домогательства, вовлечение детей в проституцию и изготовление порнографических материалов.

Разделение насилия на разные виды осуществляется    лишь теоретически, на практике же достаточно повнимательней присмотреться к любой ситуации насилия, чтобы понять насколько многомерен опыт жертв насилия. Так для детей пострадавших от инцеста, неизбежным является сопутствующее ему разрушение семейной любви и доверия, манипуляторские отношения, а зачастую и запугивание   со стороны родителя - насильника, квалифицируемое как психологическое насилие. Дети,  подвергающиеся     физическому  насилию  испытывают  и психологическое (угрозы, эмоциональное отвержение ...) Вообще, в основе любой формы насилия лежит насилие эмоциональное, которое является особенно   коварным   и причиняющим значительный вред развитию личности.

Насилие над личностью разрушают ее, порождают чувство вины, обиды, страха, ведет к снижению самооценки. Страх является одной из причин  негативных тенденций в развитии личности  (агрессивности), враждебности, повышенной тревожности, жестокости и т.д.), как компенсаторного поведения или причиной формирования позиции жертвы, слабого, что опять приводит к повторению ситуаций населения.

Для детей, подвергшихся эмоциональному, физическому или сексуальному     насилию   мир   всегда  остается  двусмысленным, неопределенным и опасным. Такими же неопределенными и диффузными будут в этом случае для ребенка и полоролевая идентичность и границы его тела (неопределенность границ означает о данном случае открытость и доступность сексуальному и физическому вторжению).     Ребенок с неопределенным границами   тела   не всегда способен   во время идентифицировать, а следовательно и оказать сопротивление попыткам насилия над ним; в быту такое качество называют неосторожностью.

Таким образом, проблема насилия в семье остается очень острой и требует к себе серьезного внимания, разработки новых исследовательских программ, оригинальных методических приемов и специфического подхода к людям пережившим насилия, в психотерапевтической практике.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0