Р. Нуров—революционный поэт и драматург. Один из зачинателей даргинской советской литературы, страница 2

Благотворное влияние на Р. Нурова несомненно оказали великие русские революционные традиции, а творчество Нурова, в свою очередь, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие даргинской литературы.

После установления советской власти в Дагестане поэзия Р. Нурова приобретает ясную политическую направленность. Национальные литературные традиции и русская литература, с которой поэт был хорошо знаком, помогли росту его художественного мастерства.

Произведения Р. Нурова первого пооктябрьского десятилетия окрашены романтическими красками. Романтизм Р. Нурова - новое явление в даргинской литературе. 

Исторические события гражданской войны и революции, непосредственным участником которых был сам поэт, не могли пройти для него бесследно.

Для произведений Р. Нурова, проникнутых духом революционного романтизма, характерно эмоциональное восприятие действительности. В них на первый план выступает грандиозность совершавшихся событий, величие революции, героический характер народной борьбы за свободу. Правда, в таких произведениях Р. Нуров еще не сумел широко отразить революционные события, дать развернутые характеры, но он уловил романтический дух времени, увидел величие революционных масс.

Итак, романтическая окрашенность поэзии Р. Нурова обусловлена самой действительностью. Бурное время революционных преобразований требовало именно романтического пафоса.

Поэт обращается к историческим народным песням, прославляющим героизм горцев. В них он черпал мотивы для отражения героики советской эпохи. Мужественные, волевые представители народа привлекали Р. Нурова своей страстной любовью к родине и готовностью отдать за нее жизнь.

Особого внимания заслуживает стихотворение «Ая-Кака», в котором изображена борьба дагестанских красных партизан против белогвардейцев. Поэту, активному участнику всех событий в ущелье Ая-Кака, удалось правдиво раскрыть героический дух дагестанских народов в годы гражданской войны.

Слияние героя с массой — характерная черта стихотворения. В нем нет образа одного человека. Основной герой — народ. Автор правдиво передает стремление народа к свободе.

Каждая строка произведений проникнута пламенной любовью, к Родине, к своему народу. Народ не знает колебаний, сомнений. Он непобедим. Борьба завершается разгромом сил контрреволюции.

В бурные годы гражданской войны Р. Нуров вносит в даргинскую поэзию агитационно-публицистическую струю. Таково, например, «Проснись, Дагестан». Его пафос  - в утверждении силы народа.

Стихотворение написано в форме марша. Оно строится на призывных предложениях, усиливающих эмоциональное воздействие на читателя. Для передачи духа времени Р. Нуров взамен традиционного семисложного стиха пользуется пяти и четырехсложным. Стихотворение привлекает внимание своеобразием художественного приема. Поэт не прибегает к рифмовке. Но по своей форме эти стихи обогащают ритмическую систему даргинского стиха. Частые обращения, краткие восклицательные предложения придают стихотворению боевой, торжественный характер, большую эмоциональную напряженность. Значение этих стихотворений несомненно. В них ставились интересные актуальные вопросы, продиктованные временем, ярко отражалась современная действительность.

В марте 1920 г. в Дагестане установилась Советская власть. Однако для окончательной победы еще нужно было преодолеть много серьезных трудностей4.

Лучшие сыны Дагестана в этой борьбе показали беззаветную преданность делу революции. Вместе с тем отсталые горцы легко подпадали под влияние остатков контрреволюционных сил. Деятельностью врагов Дагестана была вызвана эмиграция некоторых горцев в Турцию. Страшное разочарование, которое постигло горца, приехавшего «в страну ислама», нашло свое художественное воплощение в стихотворении Р. Нурова «Раскаяние». В «Дагестанскую антологию» 1934 года оно вошло под названием «Письмо раскаявшегося эмигранта»5.