История создания методов преподавания рисунка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство Образования Российской Федерации

Д Г П У

Кафедра Методики ИЗО

            Курсовая работа

         По дисциплине: «Методика  ИЗО» 

На тему:

«История  создания  методов преподавания  рисунка»

Выполнила ст-ка 5-го курса:

                 

Руководитель: Исмаил  Магомедович                                                               

Махачкала 2003 г.

Обучение   рисованию  в  России  возникло  давно.   Сейчас  трудно определённо  сказать, как  проходило  обучение  рисованию,  и  каковы  были  методы   преподавания.   До  18 века  основным  методом  обучения  рисованию  было  копирование  образцов,  то  есть  канонизированный  копировальный  метод  обучения.   Это  обучение  вели  греческие  и  византийские  учителя,  а  в  дальнейшем  русские  иконописцы.  На  рисунок  они  смотрели как  на  очень  важную  часть  своего  искусства.   С  рисунка  начиналась  всякая  работа; подготавливали  ли  «графью»  на  стене  по  сырой  штукатурке  для  фрески,  или  «пропись»  для  иконы,  или  «знамень»  для  книжной  миниатюры – везде  нужен  был,  прежде  всего,  точный  рисунок.

Надо  добавить,  что  стилевые  и  технические  приёмы иконописного  искусства  на  Руси  продолжали  существовать  и  развиваться  и  дальше,  вплоть  до  нашего  времени.   Правда,  методы  обучения  претерпевали   изменения;  в частности,  признавалась  необходимость  наряду  с  копированием  образцов  уже  и  рисование  с  натуры. 

Обучение  реалистическому  рисунку,  с  соблюдением  академических  правил  и  законов,  в  основе  метода,  преподавания  которого  лежало рисование  с  натуры,  началось  в  России с  18  века.  По инициативе  Петра  Первого  в  1711  году  при  Петербургской  типографии  была  организована  светская  школа  рисования.   Руководил  этой  школой  вначале  иконописец  Григорий  Одольский,  а  затем  его  брат  Иван. 

Из-за  границы  приглашаются  педагоги-художники, с  которыми  заключаются  контракты, - датчанин Д. Вухтерс,  швейцарцы  Георг  и  Мария  Доротея  Гзель,  немецкий  рисовальщик  И.  Гриммель,  итальянец  Бортоломео  Тарсиа,  француз  Луи  Каравак  и  другие.

Для  правильной  организации  методики  преподавания  рисования  была  издана  книга  И. Д. Прейслера  «Основательные  правила,  или Краткое  руководство  к  рисовальному  художеству».   Это  было  первое  серьёзное  методическое  пособие  по  рисунку  в  России.   Книга  была  издана  одновременно  на  русском  и  немецком  языках.  

Для  того  времени  это  лучшее  пособие;  более  основательной  и   чёткой  методической  разработки  не  было.   Здесь  намечается  определённая  система  обучения  рисунку.   Книга  давала  наставления не  только  начинающим  художникам,  но  и  тем,  кто  обучал  рисованию.   Автор  с  методической  последовательностью  указывает,  как  можно,  шаг  за  шагом,  переходя  от  простого  к  сложному,  овладеть  искусством  рисунка.   Книга  Прейслера  очень  высоко  оценивалась  современниками,  оно  несколько  раз  переиздавалось  как за  границей,  так  и  в  России.  Труд  Прейслера  в  России  долгое  время  использовался  не  только  в  общеобразовательных  учебных  заведениях,  но  и  в  художественных специальных  школах.   Большую  методическую  помощь  книга  Прейслера  оказала  в  дальнейшем  и  воспитанникам  Академии  художеств.  

Труд  Прейслера  имел  успех  в  течение  целого  столетия,  хотя  за  это  время  было  издано  много  различных  руководств  и  пособий  по  рисунку,  как  в  России,  так  и  за  границей.  Безусловно,  художники  и  искусствоведы  20-го  века  могут  отметить  много  недостатков  в  книге  Прейслера,  но  ради  справедливости  и  исторической  правды  надо  указать,  что  для  того  времени  это  было  лучшее  руководство. 

Художественное специальное  образование  русские  люди первой  половины  18 века  в  основном  получали  либо  в  частных  мастерских,  либо  за  границей.  Среди  частных  мастерских  до  открытия  Академии  художеств  широкой  известностью  пользовались  мастерские  живописца  И. Аргунова,  скульптора  Роллана,  живописца  Ротари.   Обучение  рисунку  было  поставлено  неплохо.   Особо    следует  отметить  мастерскую  И. Аргунова.   Будучи  хорошим  рисовальщиком.  Зная  прекрасно  технику  живописи,  Аргунов  и   ученикам  своим  давал хорошую  профессиональную  подготовку.   У  Аргунова  были  прекрасные  педагогические  способности,  и  своему  методу  преподавания

Похожие материалы

Информация о работе