Жизнь и лирика Некрасова. День рождения Некрасова как поэта, страница 2

Есть у Некрасова цикл стихотворений, посвященных Авдотье Яковлевне Панаевой, женщине, занявшей важное место в жизни и творчестве поэта.

Николай Алексеевич познакомился с Панаевой в начале сороковых годов. Авдотья Яковлевна была очень красивая и умная женщина; она произвела на него большое впечатление.

В эти годы в доме Панаевых постоянно собирались чуть ли не все лучшие литераторы того времени: Белинский, Тургенев, Герцен, позднее Добролюбов, Чернышевский... Начиная с 1847 года, после того как Некрасов стал редактором журнала «Современник», Авдотья Яковлевна регулярно печатала в нем свои рассказы.

В 1848 году цензура запретила многие материалы, предназначенные для «Современника». Пришлось срочно искать им замену, и Панаева вместе с Некрасовым взялись за работу. Они написали большой роман «Три страны света».

Их творческое содружество продолжалось и в дальнейшем. Авдотье Яковлевне поэт посвятил замечательные лирические стихи: «Давно—отвергнутый тобою...», «Прости», «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Бьется сердце беспокойное...», «Ах! что изгнанье, заточенье!..», «Разбиты все'привязанности, разум...» и другие. Стихотворение «Давно — отвергнутый тобою...» написано Некрасовым под впечатлением размолвки с Панаевой. На вопрос Некрасова: «Понравятся ли тебе эти стихи?»—Тургенев отвечал: «Стихи твои «К**» просто пушкински хороши—я их тотчас на память выучил».

Образ этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благодарном памяти поэта. Почти через десять лет после того, как они расстались, Некрасов писал:

Всё, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас,—

Мы на один алтарь сложили,

И  этот пламень не угас!

19 октября 1856 года в Москве вышел сборник «Стихотворения Н. Некрасова». А 5 ноября II. Г. Чернышевский сообщал Николаю Алексеевичу, который в это время лечился за границей, о том, что в два дня разошлись в Петербурге пятьсот экземпляров его книги: «... восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели такой успех».

В сборник вошли стихотворения: «В дороге», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «На родине», «Забытая деревня», «Школьник», поэма «Саша», большинство стихотворений, посвященных Панаевой, и целый ряд других.

Сборник открывался большим стихотворением «Поэт и гражданин». Некрасов завершил работу над ним лишь летом 1856 года. Николай Алексеевич торопился закончить это произведение, чтобы ввести его в качестве вступления в сборник, уже прошедший цензуру. В монологах Гражданина воплощены взгляды на назначение искусства, которые в тот период пропагандировал Чернышевский, но в них включены и строки, которые Некрасов в черновиках одного из своих стихотворений вкладывает в уста Белинского. Очевидно, что в этих монологах отразились взгляды на искусство не только Чернышевского, Белинского, Некрасова, но и других революционных демократов.

В образе Поэта Некрасов, возможно, отпазнл какие-то черты своего характера, но там, где Поэт рассказывает о своем творчестве, он резко отличается от Некрасова. Гражданин и Поэт—образы, имеющие обобщенный характер и, по-вндчмому, далекие от реальных прототипов.

Чернышевский, в числе трех других, перепечатал п это стихотворение в «Современнике». Перепечатка была замечена в высших кругах, и о «крамольной» книге Некрасова было доложено Александру II. Возникло громкое цензурное дело. Товарищ министра народного просвещения П. А. Вяземский в проекте распоряжения по цензурному ведомству писал: «...тут идет речь не о нравственной борьбе, а о политической... здесь говорится не о тех жертвах, которые каждый гражданин обязан принести отечеству, а говорится о тех жертвах и опасностях, которые угрожают гражданину, когда он восстает против существующего порядка п готов пролить кровь свою в междоусобной борьбе...»

В этом же распоряжении предписывалось, «чтобы впредь не было дозволяемо новое издание «Стихотворений Н. Некрасова» и чтобы не были печатаемы ни статьи о сей книге, ни выписки из оной».

Некрасов посвятил несколько стихотворений русским писателям: «Памяти Белинского», «Блажен незлобивый поэт» — стихотворение, написанное в день смерти Гоголя (21 февраля 1852 года), «Русскому писателю» (с маленькими изменениями вошло в стихотворение «Поэт п гражданин» «Тургеневу», «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк» — стихотворение, посвященное Чернышевскому.