Николай Михайлович Карамзин (1766—1826 гг.). Биография, страница 2

Одна за другой появляются повести Карамзина: «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и другие. Это были произведения «чувствительные», привлекавшие внимание к внутреннему миру простых людей. Они были новы для русской литературы.

В «Бедной Лизе» (1792) Карамзин рассказал историю крестьянской девушки, умевшей глубоко любить и обманутой своим женихом из «высшего» общества. Покинутая Эрастом Лиза покончила с собой, бросившись в пруд. Автор писал: «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу я в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мной шумят листья».

Место, описанное Карамзиным,— близ Симонова монастыря под Москвой — после этой повести стало местом паломничества, особенно молодежи, сочувствовавшей «бедной Лизе». Повесть трогала описанием глубоких человеческих чувств героини из народа и возмущала эгоизмом, черствостью героя — представителя «света». Юный Жуковский вместе со старшей сестрой совершил путешествие к Симонову монастырю, вдохновленный Карамзиным. Поэт Федор Глинка, будущий герой войны 1812 года, писал, вспоминая годы учения в Кадетском корпусе: «Из кадет редкий не повторял наизусть страницу из Карамзина». Это относилось, конечно, и ко всей образованной молодежи.

Идеи, выраженные Карамзиным в прозе, его интерес к искренним человеческим чувствам современники находили и в его стихах, многие из которых стали песнями.

Кто мог любить так страстно, Как я любил тебя? Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя!

Смело вводя мир интимных чувств в литературу, Карамзин стал одним из первых русских писателей-сентименталистов. Стихи его будили живой отклик в душах современников.

Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной нощи! Глас твой мил душе моей.

Однако распространение нового, «карамзинского» языка ветреции... и приблизив к живой, естественной разговорной речи». Один из современников писал: «Красота и чувствительность — вот что очаровывало в Карамзине».

«Чувствительность» в понимании людей того времени — это способность человеческой души к сочувствию, состраданию. И как отражение этого — способность воспринимать природу, все живое. Передовая русская литература исповедует гуманизм, интерес к человеку любого сословия и требует сочетания чувствительности с честностью и добродетелью. Фонвизин писал: «Добродетель... велит делать то другим, чего пожелал бы себе». Именно таким человеком — добродетельным, глубоко порядочным, восхвалявшим в людях благородство — был Карамзин. Его статьи в журналах — сначала в «Московском журнале», затем в «Вестнике Европы» — призывали воспитывать в людях нравственность и патриотизм.

Одна за другой появляются повести Карамзина: «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и другие. Это были произведения «чувствительные», привлекавшие внимание к внутреннему миру простых людей. Они были новы для русской литературы.

В «Бедной Лизе» (1792) Карамзин рассказал историю крестьянской девушки, умевшей глубоко любить и обманутой своим женихом из «высшего» общества. Покинутая Эрастом Лиза покончила с собой, бросившись в пруд. Автор писал: «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу я в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моихструится пруд; надо мной шумят листья».

Место, описанное Карамзиным,— близ Симонова монастыря под Москвой — после этой повести стало местом паломничества, особенно молодежи, сочувствовавшей «бедной Лизе». Повесть трогала описанием глубоких человеческих чувств героини из народа и возмущала эгоизмом, черствостью героя — представителя «света». Юный Жуковский вместе со старшей сестрой совершил путешествие к Симонову монастырю, вдохновленный Карамзиным. Поэт Федор Глинка, будущий герой войны 1812 года, писал, вспоминая годы учения в Кадетском корпусе: «Из кадет редкий не повторял наизусть страницу из Карамзина». Это относилось, конечно, и ко всей образованной молодежи.

Идеи, выраженные Карамзиным в прозе, его интерес к искренним человеческим чувствам современники находили и в его стихах, многие из которых стали песнями.

Кто мог любить так страстно, Как я любил тебя? Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя!

Смело вводя мир интимных чувств в литературу, Карамзин стал одним из первых русских писателей-сентименталистов. Стихи его будили живой отклик в душах современников.

Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной нощи! Глас твой мил душе моей.