Владимир Маяковский как художник. Профессионал живописи, плаката, лубка, театральной декорации, книжной графики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Художник

         ВЛАДИМИР

      МАЯКОВСКИЙ

Этот альбом назван «Маяковский-художник».Да, Маяковский был художником, то есть профессионалом живописи, плаката, лубка, театральной декорации, книжной графики.   Художество было его работой, одним из главных его занятий, прошедшим через всю его жизнь.

Рисовали многие русские поэты. Некоторые рисовали прекрасно.  Наброски Пушкина далеко обогнали свое время и кажутся сделанными сегодня. Недаром Н. В. Кузьмин иллюстрировал пушкинский роман в манере рисунков Пушкина.

И тем не менее, перо Пушкина рисовало, как он сам говорил, «забывшись». Для Пушкина рисование было отдыхом, развлечением, бивуаком между поэтическими битвами. И оружие Пушкин – художник применял подручное, то самое, которое стояло на столе Пушкина – поэта, - перо, редко – карандаш. Пушкин – художник был любителем, правда, удивительно талантливым. А Маяковский был художником – профессионалом, действовавшим во всеоружии.

Вот выдержка из письма к сестре, писанного из тюрьмы ( куда Маяковский угодил за свою третью, после поэзии и живописи, профессию – за политику, большевистскую политику).

«… На полученные деньги купи акварельных красок в училище, обязательно с коробкой, затем папку для рисования, но только, пожалуйста, отрывную, блокнотом, такую, какая у меня была раньше, средних размеров ( в 1 р. 25 к. – 1 р. 75 к. ), ее ты можешь достать на Петровке  в писчебумажном магазине, кажется, Гринблата, две резины, три карандаша… Если найдешь                     ( постарайся ), то принеси Гнедича Историю искусств и Мутера Историю живописи в 19 столетии, если есть, то принеси от         кого – нибудь другого, а если нет, то в крайнем случае те, которые лежат у меня в сундучке, только оберни в бумагу.                    Сейчас говорил со смотрителем, разрешил принести краски и рисовать, только чтобы все принадлежности были небольших размеров, а то неудобно. Да, принеси еще две кисточки».

Какой список! Какая обстоятельность! Добавим к этому окурки, которыми писаны многие портреты, и обмакнутые в чернила и тушь обгорелые спички – ими рисованы многие карикатуры. И большие кисти, которыми писались «Окна РОСТА» И полтора десятка флаконов разноцветной туши, стоявших на столе Маяковского в день его смерти.

Это не оружие, а именно всеоружие художника – профессионала. И мы предлагаем вниманию читателя собрания произведений мастера, имеющего свое место в истории русского изобразительного искусства.

Правда, этот художник был поэтом, притом гениальным. Он был и политиком – профессионалом, работником подпольного МК партии, а потом профессиональным агитатором за коммунизм. Он был крупным драматургом, пьесы которого репертуарны и сейчас во всем мире. Он был сильным теоретиком искусства. Был одним из лучших русских журналистов и редакторов.  Был                          « киношником » - актером и сценаристом. Был, пожалуй, лучшим профессиональным чтецом своего времени.

Скажу несколько слов об одной ( конечно, не самой главной ) профессии Маяковского – о Маяковском – художнике.

Этот его талант обнаружился раньше всех прочих. В автобиографии « Я сам» на первых страницах, среди самых ранних воспоминаний отмечено : « Красивый длинный студент – Б. П. Глушковский. Рисует. Кожаная тетрадища. Блестящая бумага. На бумаге длинный человек без штанов ( а может быть, в обтяжку ) перед зеркалом. Человека зовут « Евгенионегиным ».

Это воспоминание относится к шестилетнему возрасту. А о девятилетнем в « Я сам » сказано: «Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром »

Людмила Владимировна Маяковская вспоминает: « В это время он рисовал уже довольно хорошо, преимущественно по памяти. Срисовывал и увеличивал крейсеры, иллюстрировал прочитанное, рисовал карикатуры на наш домашний быт… Я стала брать уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию художеств. Рассказывала ему о Володе, о его талантливости и любви к рисованию, показала его рисунки. Краснуха попросил привести брата, сказав, что будет заниматься с ним бесплатно. Володя был несказанно рад… Учитель  засиживался с ним, не считая времени, увлекаясь вместе с нами. Он рассказывал нам о русской и западной живописи, об отдельных художниках… Уроки проходили оживленно и интересно. Володя быстро почти догнал меня в рисовании…Мы стали привыкать к мысли, что Володя будет художником…»

В сентябре 1904 года тринадцатилетний Маяковский пишет сестре Людмиле: «Я рисую и, слава богу, у нас теперь хороший учитель рисования…»

Художество во всех его видах испещряет страницы всех воспоминаний о Маяковском – мальчике, о Маяковском – подростке, о Маяковском-юноше. Итак,  отметим, что этот талант проявился у Маяковского раньше, чем все другие.

Маяковский получил профессиональную подготовку. Кстати говоря, это - единственное специальное образование, которое он получил.

Было это очень нелегко. В царской России Маяковского считали, причем с полным основанием, политически неблагонадежным. В Академию художеств его не допустили. Долгие месяцы ушли на учебу в частных художественных студиях. Сначала- у С. Жуковского.

«Вместе с каким - то дамочками  писал серебренькие  сервизики».   («Я сам»). После четырех месяцев ученья Маяковский, уже тогда ненавидевший эстетизм, переходит в студию П. Келина.

«Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся. Требование – мастерство. Гольбейн. Терпеть не могущий красивенькое» ( « Я сам » ).

Так вспоминал о Келине Маяковский.

Потом – более двух лет в Школе живописи, ваяния и зодчества. Учились с ним вместе К. Лихачев, В. Чекрыгин, Л. Шехтель. Часто виделись с ним – Удальцова, Лентулов. Во множество записанных, опубликованных и неопубликованных воспоминаний все то же – упорнейшая учеба, постижение всего хорошего, что было создано раньше, упорнейшее нежелание подражать, следовать, решимость найти свою дорогу…  Был Маяковский в те годы очень беден,         « ботинки у него были в таком состоянии, что даже пальцы были

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Литература
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
56 Kb
Скачали:
0