Жизнь и творчество Д. Д. Шостаковича

Страницы работы

Фрагмент текста работы

полуголодные годы стали временем активнейшего творчества молодой художественной интеллигенции. Новая власть еще не взяла под контроль искусство и литературу, и под маркой борьбы с "отжившим", "контрреволюционым", когда даже Пушкина собирались сбросить с "парохода современности", творческая молодежь ударилась во всевозможное новаторство. Главным лозунгом дня стало отрицание старого и строительство нового прекрасного мира. В обстановке, поощряющей любые творческие дерзания, и создает свои первые оперы и балеты Шостакович. В опере "Нос" по Гоголю, где было много смелых и ярких художественных находок, предполагалось, например, что исполнитель роли майора Ковалева будет петь свою партию, зажав нос...

Молодость композитора пришлась на первые годы советской власти, отмеченные большой свободой и разнообразием культурной жизни, когда в рамках одного концерта уживались произведения абсолютно разных стилей. Дмитрий получил прекрасную возможность познакомиться с авангардным направлением в музыке, когда Советскую Россию посетили Бела Барток и Поль Хиндемит. Сложнее стало творить с приходом к власти Сталина, когда культура оказалась в сфере пристального снимания властей, желавших ограничить её рамками служения советскому государству. Все, что выходило за эти рамка, например джаз, было запрещено или "не одобрялось" властями. На какой-то момент даже Чайковский оказался в опале. Шостакович вначале не испытывал никакого дискомфорта, однако через некоторое время и его стали ставить в жесткие рамки. Говорят, что запрет "Леди Макбет" последовал после того, как Сталин лично посетил оперу в 1936 году и сильно раскритиковал автора и произведение. Шостаковича начали травить на страницах газет и журналов, на партийных и общественных собраниях, в Союзе композиторов (особенно после появления Четвертой симфонии, в 1935-1936 годах).

Воспоминания о Шостаковиче тех лет воссоздают нам образ человека с внешностью мальчика, нескладного, веселого и язвительного, порой даже пугающего своим едким остроумием. Публика и творческая интеллигенция были эстетически открыты для всякого рода новаций, и потому произведения Шостаковича воспринимались хорошо. Вот и "Нос", при том, что в нем было воплощено все, что прежде казалось непоэтичным, вульгарным и антимузыкальным, был воспринят как удачный и очень веселый спектакль, хотя по коммерческим причинам он не смог удержаться в театральном репертуаре.

С не меньшей охотой молодой композитор сочинял и балетную музыку, и в частности - первый свой балет "Золотой век". Балет Шостакович любил с детства, а в 1929 году в течение полугода даже работал пианистом в Ленинградском хореографическом училище, откуда в ту пору вышли Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская. Для "Золотого века" Шостакович написал тридцать семь танцевальных номеров, среди которых были такие, как "Бокс ради рекламы", "Теннис" или, скажем, "Спортивный танец западной комсомолки и четырех спортсменов". "Западную комсомолку" согласилась тогда станцевать юная Уланова, а постановщики

Похожие материалы

Информация о работе