Глубинные политические процессы, происходившие после распада СССР в Северо-Кавказском регионе, страница 2

Республика Дагестан, в силу своей многонациональности, исторической роли и географического расположения понимала, что несет большую ответственность за сохранение территориальной целостности государства, за судьбу северокавказских народов перед назревающейся угрозой и надеялась на мирный исход, полагаясь на собственный потенциал и поддержку всей страны. К тому же она веками выработала определенный иммунитет к таким понятиям, как самозащита и самосохранение перед внешней угрозой. Это обстоятельство не было учтено теми силами, которые организовали вооруженное вторжение в республику и попытались разыграть дагестанскую карту на антироссийской тропе.

К сожалению, постфактум организационно-структурного формирования бандитизма на территории Чечни и распространения религиозного экстремизма в регионе не миновал Дагестан и дагестанцев. В большей степени причиной тому стала и правовая неурегулированность взаимоотношений между Москвой и Грозным, между регионами России и Чечней после окончания войны 1994-96гг.

С приходом к власти в Чечне мятежного советского генерала Джохара Дудаева и его окружения, Дагестан и многонациональный дагестанский народ пострадали не меньше, чем сама Чеченская Республика Ичкерия. Прежде всего в экономической сфере.

Хасавюртовские соглашения, подписанные в ночь с 30 на 31 августа секретарем Совета Безопасности России Александром Лебедем и начальником Главного штаба чеченских вооруженных формирований Асланом Масхадовым, не только не сняли существующие вопросы во взаимоотношениях с Чечней, но, наоборот, придали им, и, к сожалению, ежедневным провокациям, деятельности организованной преступности на административной границе Республики Дагестан с Чеченской Республикой Ичкерия перманентный характер. В последние годы, особенно с начала 1999 года, практически, не проходила и дня, чтобы не совершалась здесь очередная провокация. Тысячи россиян, в том числе и дагестанцев, томились в подвалах и ямах скрывающихся на территории Чечни бандитов, террористов и уголовников, которые требовали за них баснословные суммы выкупа.

С учетом складывающейся обстановки вопрос борьбы с религиозным экстремизмом и оргпреступностью постоянно находился в поле зрения руководства, органов власти и управления, соответствующих структур Республики Дагестан. В целях пресечения проникновения на территорию Дагестана преступных элементов и последователей религиозного экстремизма, а также предотвращения возможных провокаций с их стороны, неоднократно принимались решения об активизации работы местных органов власти и управления, правоохранительных органов по противодействию экстремистским проявлениям и обеспечению безопасности республики. Июльские и последовавшие за ней августовские события резко обострили обстановку в Республике Дагестан (РД), положившие начало к осуществлению давно запланированных бандитами и религиозными экстремистами замыслов в регионе при финансовой поддержке террористических центров и организаций из стран Ближнего и Среднего Востока.

Очередная провокация или агрессия против Дагестана?

В течение июля месяца 1999г. ситуация в Цумадинском районе Республики Дагестан резко ухудшилась. Причиной тому стало то, что в населенных пунктах Чеченской Республики Ичкерия, граничащих с районом, отмечалось большое скопление незаконных вооруженных формирований. В частности, в селах Кенхи и Хилди Чеченской Республики правоохранительными органами Республики Дагестан был замечен отряд боевиков численностью до 500 человек. Отмечалось передвижение вооруженных религиозных экстремистов из Чечни в направлении сел Эчеда и Хвани Цумадинского района Дагестана, которые намеревались по Карамахинскому варианту ликвидировать местные органы власти и управления, и объявить в этих селах шариатское правление. Религиозных экстремистов возглавлял лидер ваххабитского движения в Дагестане Магомедов Багаудин, который в 1998 году передислоцировал свой штаб на территорию Чеченской Республики.