Экология и этнические традиции народов Дагестана

Страницы работы

Содержание работы

У народов Дагестана исторически сложились устойчивые традиции охраны Природы. Ослабевающие в наше время они всегда играли важную регулирующую роль в практике природопользования и хозяйственных занятиях, оказывая заметное воздействие на системы поведения и культуры землепашцев, скотоводов чабанов, садоводов и охотников. При этом отчетливо выделяются знания, убеждения, обычаи, нормы, запреты, правила, относящиеся к земле, лесу и водопользованию, охоте и т. д.

В памяти старшего поколения сохранился строгий запрет «портить» землю, бытовавший у наших народов. Это древнее табу, сохранившееся у некоторых народов высокогорного Дагестана, грозило нарушителю строгим наказанием. Думается, запрет был вызван тем, что повреждение растительно-почвенного покрова с трудом сформировавшегося в условиях гор, могло вызвать прогрессирующую эрозию почв, что к сожалению мы наблюдаем в настоящее время. По этой же причине чабаны и пастухи, совершая периодические перекачевания  со стадами домашних животных, ходили немногочисленными, издавна проложенными тропами и избегали прокладывать новые.

Эту же задачу решала и традиционная система выпаса стад домашних животных. Она включала четыре сезонных пастбищеоборота: осенний, зимний, весенний и летний, в каждом из которых было не менее четырех пастбищ. В основе такой системы легла экология и этиология животных. Учитывая ограниченные репродукционные способности кормовой формы, чабаны ежегодно меняли пастбища, чтобы возвратиться на него только через определенное время, для перегона стад чабаны пользовались тропами, которые были проложены еще нашими предками. Отклоняться от маршрутов возбранялось. Тропы пролегали так, чтобы кочующие стада не потравили места, богатые полезными растениями. Экологическая обоснованность, таких правил особенно заметна на фоне современного состояния биогеоценозов, во многих местах существенно испорченных мошной  транспортной и землеройной техникой.

Наши предки весьма бережно относились к лесным богатствам. деревья рубили только в случае крайней необходимости: как подарок молодоженам на первое время и постройки дома и т.п. Какое наше отношение к лесу сегодня известно многим из нас – это бесконтрольная рубка, засорение и т.д.

Эрозия почв, обмеление речек оскуднение ягодников и исчезновение дичи и другие, увы, хорошо известные сегодня последствия неконтролируемой рубки леса – это заставляет с уважением и вниманием вглядываться в суть старинных обычаев, точно учитывающих комплексную экологическую роль лесной растительности.

Это же относится и к традициям, связанным с использованием воды и ее богатствами. У дагестанцев считалось величайшим грехом загрязнение водоемов. Например, даже при купании в реке мы блюли чистоту воды. старики говорили: «Если ты загрязняешь воду, то на том свете своими руками будешь чистить загрязненную тобой воду». Такое же бережное и трепетное отношение воспитывалось у детей и по отношению к родникам. Многие родники объявлялись святыми, за свои средства на родниках, возводили строения, как память о себе. Сегодня наши горные реки превратились в места сброса всех отходов и мусора, даже их перечислять стыдно. А во что превратился канал им. Октябрьской революции? Он запущен и загрязнен и стал местом свалки мусора. Для южного города, как наша столица Махачкала – это дар божий. Канал и прилегающая к нему территория должны были быть местом отдыха горожан, стариков и детей.

У нашего города были под охраной и многие представители животного мира. Так, родители и старшие говорили нам: «если убьешь лягушку, то поломаются ноги нашей коровы». Под строгим запретом находились ласточки голуби и др. их считали святыми.

Всю эту систему запретов можно понять, только если учитывать мировоззрение дагестанских народов. Они считали многих птиц – птицами Пророка.   В определенное время он посылал их в гости к человеку. Ласточки и голуби «наносили визиты», гнездились в их домах. Это было радостным событием для семьи. Но, если правила и «гостеприимство» нарушались, виновного ожидала кара: он мог утонуть, заблудить и т. д. Стремление избежать кары, которое как считалось исходит от пророка, с одной стороны, и ожидание от него помощи с другой, служили своеобразным регулятором взаимоотношений с природой. Подобные взаимоотношения ученые называют «системой социальной солидарности между человеком и природой».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0