Акуша. Географическое положение. Виды трудовой деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 АКУША

План.

1. Географическое положение

2.   История возникновения

3. Виды трудовой деятельности.

4. Традиции и обычаи

5. Знаменитые люди.     

Название «Акуша», по преданию, записанному дагестановедом Е. И. Козубским еще в прошлом веке, произошло от слов «аку» — высокий, и «иш»—место, селение. В с. Бутри мы записали вариант этого предания. Некогда в Бутри жил талкан (князь) с четырьмя братьями. Эти пятеро никак не могли ужиться с бутринцамн, постоянно ущемляли их во всем. Наконец бутринцы не вытерпели и изгнали братьев из аула. Аку бежал и поселился на территории нынешнего с. Акуша (т. е. «село Аку»). Сюда стали приходить люди и из других мест.

По преданию, уже первые поселенцы образовали ма-галы села, сохранившиеся доныне: Карша, Дайши, Пан-жук, Кадни.

Первые три части объединялись общим названием кДарги», а последняя, Кадни, стояла особняком. Существует и речка Дарги-Херк, весьма бурная в периоды вождей. Таким образом, отметим, что термин «дарги», Ставший впоследствии этнонимом, обильно представлен в местной топонимике.

Хотя еще в начале XIX века все даргинцы называли себя акушинцами (кое-где среди соседнего населения их (называют так и поныне), слово «дарго» достаточно древнее. Первоначально оно, по-видимому, употреблялось [ак собирательное название пяти самостоятельных даргинских земель: Акуша-Дарго, Уцми-Дарго (распространенное среди даргинцев название уцмийства Кайтагского), Каба-Дарго (земли, тяготевшие к с. Урахи, ранее они входили в состав Уцми-Дарго), Хамри-Дарго даргинские земли в бассейне р. Гамри-озень, ранее входили в состав Уйми-Дарго), Вуркун-Дарго (западная часть даргинских земель, позднее вошедшая в Казикумухское ханство). Следует упомянуть шестую из этих земель—Сиргу (Сирху), которая не носила названия «Дарго», хотя население ее составляли даргинцы. Гермин «Дарго», присоединявшийся к названиям большинства даргинских земель, по-видимому, свидетельствует о былом политическом единстве населения этой территории, осознававшемся его жителями, и заставляет считать разделение их на самостоятельные земли позднейшим явлением. Жителей Акуша-Дарго их сосе-гщ кумыки называли «даргилярами». От них это название перешло в русский язык — «даргинцы».

Отсутствие термина «Дарго» в приложении к «Сирга» может свидетельствовать об обособленности Сирги  от этого былого единства, что может быть легко объяснено изолированным географическим положением Сирги. Но общество «Сирга», как и акушинское, управлялось наследственным кадием и являлось союзником Акуша-арго.

Во всяком случае, для всех даргинских обществ язык, имевший лишь различия в диалектах, был общим. Это и есть одно из доказательств их общего происхожения.

В свою очередь, Акуша-Дарго состояло из пяти обществ: Акушала-х1уреба, Цудкурла-х1уреба, Усишала-хIуреба, Мик1х1ила-х1уреба, Мух1ела-х1уреба. Каждая из названных единиц является объединением сельских общин—джамаатов, а Акуша-Дарго в целом—союзом этих объединений. Буквальный смысл слова «х1уреба» —  войско, ополчение. В последний период своего бытования этот термин понимался как обозначение единицы административного деления, однако его этимологический смысл свидетельствует, что он восходит к временам, когда общинные союзы выставляли самостоятельные военные отряды.

Отдельные х1уреба, из которых состояло Акуша-Дарго, могли на какое-то время отпадать от союза, а затем вновь присоединяться к нему — это типичное для феодального и дофеодального периодов явление. Объединение этих х1уреба вокруг с. Акуша держалось не столько на централизованном административном подчинении, сколько на тяготении к с. Акуша как к общему экономическому центру данной земли, а также ввиду политической (военной) необходимости. Иными словами, при участии Акуша-Дарго во внешних событиях (в особенности военно-политических) все х1уреба выступали как члены единого союза, во внутренней же жизни этой земли они обладали широкой самостоятельностью.

Самым ярким выражением общности акуша-даргииских х1уреба были собрания представителей всех селений данной земли, происходившие в местности Цах1на-бикладирка в трех-четырех километрах от с. Акуша, рядом с с. Бургимакмахи. Местность Цах1набикла-дир-ка представляет собою ровную речную террасу, заросшую густой, всегда свежей травой, с куполообразным холмом посередине. По преданию, представители Акуша-Дарго, а также некоторых прилегающих сел Каба-Дарго заполняли равнину, а на холме восседал акушинский кадий. При таком стечении народа на этой равнине открывались прения и тут же принимались решения, касающиеся внутренних отношений даргинских обществ и внешне-политических акций.

Любопытен обычай, связанный с этой местностью; каждый даргинец старался пройти мимо нее так, чтобы ни в коем случае не взглянуть на холм. Считалось, что если на холм хотя бы случайно взглянет идущий на базар, то ему не видать удачи и не избежать убытков. Среди жителей соседних селений Бургимакмахи и Узни доныне живут легенды, что в холме скрыты золотой лук и другие сокровища.

Нам кажется, что наличие сакральных и ритуальных моментов, связанных с данной местностью, может свидетельствовать о значительной древности проведения здесь народных собраний, так как подобные события связаны с ранними стадиями развития общественного сознания.

Накануне Великой Отечественной войны я осматривал двухэтажную джума-мечеть, возвышавшуюся над селением Акуша. Это средневековое строение было необычайно интересным по своей конструкции и по размерам. В то время в мечети находились даже рукописи на восточных языках. Сейчас от этого своеобразного памятника искусства остались еле заметные следы. Оказывается, мечеть разобрали во время войны по указанию седыжих «мудрецов» для каких-то строений.

Решались вопросы о войне и мире, а также принимались общие для всех даргинских земель решения. Как свидетельствует путешественник прошлого века, последний раз такое собрание происходило и 1866 году из-за спора с губденцами за прогон скота. Территория эта контролировалась акушинцами, но считалась общей землей нескольких даргинских обществ. Хочу 'привести здесь одно предание, хотя записал я его в Харбуке еще в 1935 году, когда посетил этот аул вместе с известным этнографом проф. Е. М. Шиллингом.

Давным-давно на месте Карбуки-дирка был расположен аул Карбук (Харбук), где жили предки нынешних карбукцев. Поблизости проходила большая дорога. Карбукцы вместе с жителями с. Ме-Муги, расположенного неподалеку от них, в местности, где сейчас

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
55 Kb
Скачали:
0