Имам Шамиль. Личность Шамиля и его деятельность, страница 2

Старший сын Шамиля Джамалудин-Ахмед, он был умнейший и образованный человек. Младший сын его Мухаммад-Шафи, был юн и неопытен. Он не имел никакой власти, постоянно делал скандалы и волочился: однако в нем было одно хорошее качество – это щедрость. Что же касается до среднего сына Кази-Мухаммада, то Шамиль подчинил ему всех наибов, передав ему власть над всем Дагестаном, думая, что он будет подражать ему. Народ называл Кази-Мухаммада имамом. Наибы постоянно льстили Шамилю, что сын его, Кази-Мухаммад, хорош, хвалили его поступки и скрывали от него дела его, заслуживающие порицания. Этим они изменяли Шамилю. Они упросили поручить все Кази-муххамаду, чтобы пользоваться его слабостью и неопытностью. Они говорили в лицо Шамилю: «Сын твой хорош и даже умнее тебя». Между тем, как сами знали, что в Кази-Мухаммаде скрывается много низкого, что он скуп, дурного характера и трус.

Фигура имама Шамиля была достаточной загадочной. Порой создается впечатление, что видим абсолютно двух разных людей. Человека, боровшего за национально-освободительное движение горцев, и человека, завещавшего своему народу жить в мире с Россией.

Шамиль был личностью мирового масштаба.

В последнее время наблюдается вполне понятный всплеск интереса к личности руководителя освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни против царского самодержавия.

Личность Шамиля и его деятельность надо принимать и оценивать с учетом реалий, сообразно духу его времени, в связи с логикой сложной борьбы, которую он возглавлял.

Деятельность Шамиля была подчинена одной главной цели: освобождению горцев от колониально-феодального угнетения. Шамиль не боролся против русского народа, не ставил целью захвата чужих территорий, он боролся у себя на родине, отставая ее независимость.

В предлагаемой работе сделана первая попытка воссоздать сложный исторический портрет Шамиля на основе многочисленных исторических источников.

Шамиль – неоднозначная личность. В свете его многосторонней деятельности историческая деятельность должна была формировать свои принципы, с учетом времени изменять не только духовный мир народов, но и их отношение к происходящим событиям, диктуемым политической обстановкой.

Шамилю приходилось трудиться над изменением сознания горцев, внедрением в него политических мотивов.

Только так можно было сплотить вокруг себя народы. Шамиль понимал всю сложность процесса, длительность формирования позиций с целью вырвать народ из зависимости злосчастных ханов, беков, отвернувшихся от шариата и приспосабливающих для всей выгоды адатные права.

Сама по себе история борьбы горцев за независимость – это была сложная эпопея для всех.

Здесь позиции самодержавного строя, которые были направлены не только на завоевание Дагестана и его покорение, но и превращение его в собственную вотчину и, по законам крепостнической империи обуздание нравов народов, их вольности, мужества и решительности.

Цель Шамиля и горцев состояла в том, чтобы защитить честь и достоинство вольного народа, защищать свое отечество, свои адатно-шариатные порядки, сохранить их в чистоте от произвола и поругания.

Разрозненные горские племена, в основном аварцев и чеченцев, Шамиль так объединил и связал, словно их залили известковым раствором или стянули железными обручами. Главнейшим и сильнейшим таким раствором и обручем, разумеется, была магометанская религия. В этом большую роль должен был сыграть шариат, которому надлежало полностью подавить и изгнать из повседневной жизни народа адаты и обычаи.

Во время Шамиля Чечня и Дагестан представляли собой единый военный лагерь.

В государственной системе, созданной Шамилем, формировались свои законы, характерные особенностям горных условий: в свою очередь, законы действовали на сформировавшихся принципах, содержание которых способствовало дальнейшему укреплению политических, экономических, социально-общественных устоев общества.

Шамиль не раздроблял государственную систему по национальным признакам, а всеми силами укреплял, объединяя и расширяя границы государственной власти.

Шамиль, укрепляя государственную систему, идеологически обосновал все свои действия, он не обрекал народ на нищету, разорение и голод, коренным образом боролся со всякими рецидивами, приводящими к деформации законов имамата.