Жилище кумыков. Местные природные условия. Развитие кумыкского жилища от простейшего однокамерного помещения до современного дома, страница 2

. В деле определения ранних форм жилища кумыков, как и других тюркских  народов, большой интерес представляют существовавшие у кумыков до недавнего времени хозяйственные постройки под названием «алачыкъ» или «алачукъ». «Алачыкъ» — это большое, довольно    массивное,    цилиндрической    формы сооружение, плотно сплетенное из прутьев с конической крышей, сделанной из жердей или прутьев и покрытой соломой. В верхней части конуса изнутри укреплялось колесо, надетое на высокую жердь, поставленную посередине помещения. Сверху    на    колесо опирались жерди конуса.» «Алачыкъ»  имел  небольшую дверь   и  оконное  отверстие, что   вполне   соответствует   названию («алачыкъ»  от двух тюркских слов: «.алдыъ и «ачыкъ» -- что дословно   означает   «открытое спереди») ."По своей форме это сооружение очень напоминало юрту кочевника, хстя оно было не войлочным, а плетеным. «Наряду с плетеными, кумыки делали «алачыкъ» из саманных кирпичей, четырехугольный в плане, с обычной для кумыкского дома крышей. Это была уже дальнейшая эволюция данной формы постройки. Исследование   этого   типа   сооружений   у   кумыков,      имеет   большое значение для решения проблемы этногенеза кумыкской народности. Как свидетельствуют исторические источники,  половцы   («кипчаки») стали проникать на кумыкскую равнину из предкавказских степей еще в раннем средневековье. В отличие от азербайджанцев и  некоторых других тюркоязычных  народов,  которым  «алачыкъ» известен как войлочное жилое помещение, кумыки в XIX и в начале XX вв. знали это сооружение уже только как хозяйственное. Однако в кумыкском фольклоре содержатся данные, позволяющие предполагать, что «алачыкъ» у предков кумыков когда-то служил жилищем, наряду с другими его ранними формами.

• Не менее важное значение для суждения о ранних формах кумыкского жилища имеет старинный однокамерный дом — «тав-чуьй («тавча уьй» — комната, построенная по-горски, горская комната).

Такой дом состоял из одной большой комнаты, которая тонкой перегородкой была разделена на две части: «тавчу» и «тавчу тышаны» (т. е. наружная сторона «тавчу»). Перегородка шла до потолка, Ее обычно делали из хвороста и обмазывали глиной1. В перегородке устраивали прямоугольное отверстие высотой примерно 80 см и шириной около одного метра, которое служило входом (вернее лазейкой) в «тавчу». Перед самым входом в «тавчу», на небольшой полукруглой площадке, находившейся на одном уровне с иолом'«тавчу тышаны», раскладывали огонь. Это был отстоящий от стены очаг-костер без правильного дымохода. По обеим сторонам его можно было сидеть и лежать.

'Говорят, что в старину над костром, под отверстием в крыше, ставили на ночь большой медный таз, наполненный водой. Таз укреплялся на специальных жердочках. Это делалось из опасения поджога жилища и для обеспечения безопасности его обитателей на случай, если кто-либо пытался бы подбросить в дом горящую головню, налить с крыши нефть или внезапно проникнуть в дом.

Перегородка, разделяющая комнату, кроме сохранения тепла в зимних условиях, имела, по словам стариков, и оборонное значение., так как прикрывала сидящих у окна и защищала их от внезапного нападения. Над входом в перегородке было второе маленькое отверстие, куда ставили освещавший обе половины комнаты «нап'чыракъ» (светильник), сделанный из глины. Вместо- фитиля а нем .горела тряпка, смоченная неочищенной нефтью. Копоть от светильника и дым очага выходили через отверстие в крыше. Для лучшей тяги наружную дверь «тавчу тышаны» все время держали приоткрытой. Окон в помещении не было, днем свет проникал через отверстие в крыше и через наружный вход.

В перегородке над входом в «тавчу» и в противоположной степе -были параллельно укреплены две жерди. Над самым очагом эти жерди соединялись перекладиной, к которой прикреплялась цепь с крюками — «ильгич» (вешало). Крюков было несколько: один был укреплен выше — для большого котла, другой соответственно ниже — для маленьких котлов- Интересно, что до сих пор кумыки говорят «къазан аса» (вешает котел), хотя «ильгич» давно вышел из употребления и вес пользуются плитами, на которые ставятся кастрюли. В котлах приготовляли пищу для большой семьи. Перекладину над очагом использовали также для сушки мяса и сала. Дрова в очаг закладывали в большом количестве и в нераспиленном виде. Они горели постоянно, постоянно накапливалась и зола. В этой горячей золе и выпекали хлеб.

Стены «тавчу» от дыма и копоти становились черными. Снизу от пола, на метр или более, их время от времени покрывали слоем серой глины, а верхняя часть так и оставалась черной. «Тавчу тышаны» была значительно чище — здесь все стены снизу доверху обмазывали белой глиной. В обеих частях жилища было множество ниш, куда помещали всякую утварь.