Вероломное нападение фашисткой Германии. Начало Великой Отечественной Войны, страница 5

В июне, вооружившись, тяжелый бронепоезд "Комсомолец Дагестана" прибыл под Моздок на станцию Червленная. К этому времени был полностью укомплектован его экипаж. Командиром бронепоезда был назначен капитан Кучма И.П., его заместителем капитан Шабалин И. и старший лейтенант Зальевский И.

Отрадно отметить то, что командир • пулеметной установки, секретарь партийной организации бронепоезда Митрофан Тулупов, штурвальный первого орудия Иван Масленников, командир Александр Кичкин, член пленума Дагестанского обкома комсомола Шелех, работающий на бронепоезде помощником машиниста, - все они вносили свои личные сбережения на строительство бронепоезда.

Скупые военные донесения времен войны, но за ними происходили события, которые вели нас к победе.

Вот что пишет в своих мемуарах маршал Советского Союза Гречко А.А. об одном из боев за Кавказ.'

"23 августа 1942 года в течение дня два советских бронепоезда под командованием капитанов С.Н.Бородавко и И.П. Кучмы, прикрывая отход наших частей на южный берег Терека, вели тяжелые бои с танками противника. Когда из строя были выведены все бронеплощадки, и бронепоезда охватил огонь, оставшиеся в живых советские воины с гранатами в руках вышли навстречу вражеским машинам и подбили несколько из них. Всего за день было уничтожено 18 танков противника".

Теперь расшифруем военное донесение этого боя. Здесь принял свое боевое крещение наш бронепоезд "Комсомолец Дагестана". Фашисты направили на наши боевые позиции 42 танка и б вездеходов. Кроме бронепоезда "комсомолец Дагестана" был еще всего один бронепоезд из Дербента, вооруженный мелкокалиберными орудиями - это был бронепоезд "НКВД", под командованием С.Н. Бородавке. И хотя силы были неравными нами бронепоезда, все же приняли бой и вышли с него победителями. С этого момента они все время находились на линии огня.

Фашисты уже захватили Нальчик и бросили все силы на Орджоникидзе. У железнодорожного моста скопилась масса их войск. В ночь на 28 сентября 1942 года в числе восьми бронепоездов, "Комсомолец Дагестана" (заняли позиции на участках в районе станции Дарг-кох. Все готовились к жестоким боям. 29 сентября 100 танков противника и пехота, поддержанные авиацией, пересекли дорогу Дарг-кох-Алагир в направлении к Орджоникидзе, и два бронепоезда оказались отрезанными от своих частей: 6 часов геройски сражались бронепоезда у станции Ардон с превосходящими силами противника. Десятки, фашистских танков пылали, два бомбардировщика были сбиты огнем бронепоезда. Сотни фашистских бандитов нашли себе смерть, но бой был неравный, бронепоезда были подбиты, и только когда, сражаться было уже нечем, личный состав по приказу оставил догоревшие бронепоезда и.ночью прибыл в распоряжение своих войск. За эти б часов боя бронепоезда дали возможность нашим частям занять оборону и затем перейти в


14

наступление.  Наступление  хваленой  танковой  дивизиигенерала Клейста захлебнулось.

Но в этом бою были и другие подвиги. Так во время боя заклинил бронепоезд "Сибиряк" и тогда ему на выручку поспешил бронепоезд "Комсомолец Дагестана", он и вывел его в безопасное место. Но было и то, что называют настоящим мужеством и как надо быть героем . . . Вот бомбой отрезана от поезда передняя площадка с артиллерийскими установками и идет под склон, прямо к противнику. Из паровоза тут же выпрыгнул молодой человек, догоняя площадку - сует под колеса тормозной башмак, таким отважным оказался помощник машиниста комсомолец Шинкарев. Площадка не попала к врагу, ее прицепили на свое место. В этих боях и во многих других участвовал "заяц", пионер Вася Гамов. Медные копейки, какие у него 'были, принес и сдал находившийся тогда в детском доме города Моздок, на строительство бронепоезда, Вася Гамов. Он находился вместе с бронепоездом до конца битвы за Кавказ. Прошел все бои, был ранен и после госпиталя опять вернулся на фронт.


На снимке бойцы бронепоезда у захваченных фашистских знамен.


Бронепоезд  помогал  нашим  солдатам  выбить  фашистов  из Алпатове, со станции Ищерской. Потом вел тяжелые бои за высоту 113 у села Капустине, где враг сосредоточил 250 танков. Ему пришлось пережить немало тяжелых минут под шквалом бомб, пуль и снарядов.  Броня  бронепоезда  сильно  пострадала,  но  паровоз действовал. После боя бронепоезд ушел "залечивать" свои раны. Вскоре  бронепоезд  перебросили  на  Беслановское  направление. Гитлеровцы   рвались   к   Военно-Грузинской   дороге.   Здесь сосредоточились крупные силы: 350 танков противника.