Ковры Северного и Центрального Дагестана. Наиболее крупные районы коврового производства, страница 2

В кумыкских думах в настоящее время наиболее распространенным типом рисунка следует считать своеобразный узор с крупным ромбовидным медальоном центрального поля (см. рис. 92). В кумторкалинских думах основной фонд чаще бывает черным, в казанищенских—светло-синим, иногда почти голубым. Основная ромбовидная фигура центрального поля, включающая в себя мелкие розетки иного цвета, чаще всего выполняется коричневато-красным почти терракотовым цветом, так же как угловые фигуры, согласованные по цвету и узору с центральной частью ковра. Цвета бордюра также обычно соответствуют цветам центральных медальонов. Для кумыкских думов, так же как для табасаранских и азербайджанских одномедальонных ковров, характерно многократное «обрастание» центральной фигуры узора близкими по общим очертаниям фигурами иного цвета.

У аварцев, даргинцев центральной и северной частей Дагестана, а также у кумыков, помимо паласов, изготовляются узорные войлочные ковры. Простейшие из них, называемые по-аварски «кииз» (рис. 93), представляют собою небольшие кошмы белого или черного цвета (цвета натуральной шерсти) с ввалянными в их поверхность узорами из окрашенной шерсти. Узоры эти чаще всего рогообразные или несложные геометрические. Используются киизы в качестве попонок, детских одеялец, для устал ан-ия пола и других хозяйственных нужд.

Из всех узорных войлоков валяной техники наибольший интерес представляют лакские образцы из селений Балхар и Камахал. В Бал-харе войлоки украшаются обычно простым геометрическим орнаментом, состоящим из цветных квадратиков и треугольников или 8-образных мотивов по белому фону. В южных лакских районах в орнаментации валяных войлоков большое применение нашли растительные формы. Так например, на войлочном ковре из селения Камахал по гладкому черному фону ввалян крупный растительного характера узор в виде ветки с цветами и листьями. При этом контурные линии узора выкладываются здесь не одноцветной шерстью, а смесью шерстяных волокон разных оттенков.

Более сложен узорный войлок «арбабаш», представляющий собой кошму с врезанным и вшитым узором из войлока иного цвета (табл. 11). Арбабаш изготовляется из 2—3 войлоков одинакового размера, предварительно окрашенных в разные цвета и прорезанных ножом одновременно по линии намеченного узора. Затем узоры двух или трех кусков войлоков меняются местами, в результате чего получаются два или три арбабаша с одним узором, но разные по цветовому решению. Шов между узорами закрывается белой тесьмой, которая чаще всего ткется прямо на шве при помощи ручного ткацкого приспособления. Иногда фигуры узоров арбабаша вырезаются из одного куска белого войлока, окрашиваются в разные цвета и затем сшиваются. Более или менее сложные растительные узоры арбабашей всегда имеют мягкие, округлые контуры. В войлочных коврах аварцев и особенно кумыков допускается значительно большая свобода колористических решений, чем в гладких 'безворсовых коврах, где традиционная сине-красная гамма до сих пор строго соблюдается. В войлочных коврах Дагестана, помимо синих и красных цветов, часто встречаются в больших количествах зеленые, желтые, оранжевые и другие тона, не характерные для других ковровых изделий.

Особой оригинальностью отличаются циновки, вырабатываемые в северных аварских районах и отчасти у предгорных кумыков (табл. 12). Аварские циновки «чибта» ткутся, так же как гладкие ковры, на вертикальных ковроткацких станках, причем для осно'вы используется грубая, некрашеная серая шерсть, а для узора — более тонкая крашеная шерстяная пряжа, фон же циновки образует тонкая и прочная сушеная болотная осока. Мастерица скручивает из слегка влажных стеблей осоки прочную нить и оплетает ею нити основы; в местах узора нити переплетаются с двойным количеством шерстяных нитей нужного цвета. Узор состоит из очень крупных, геометризованных форм и строится симметрично по отношению к вертикальной оси. Яркие, но строгие по своим отношениям цвета узора — синий, красный и черный (в обводках), реже — зеленый и оранжевый — хорошо гармонируют с фоном зеленовато-золотистого цвета.

Так же как у лезгин и табасаранцев, в северных районах Дагестана широко распространены всевозможные мелкие ковровые изделия: ковровые и гладкие переметные сумки—«хурджины», наседельники и попонки, подушки и торбы. Помимо старых изделий, начинают входить в быт и новые изделия, например наседельники на мотоциклы, коврики на радиоприемники и другие. В (некоторых центральных и западных районах Дагестана (Тляратинском— на юге Аварии, Хунзахском— в центре, Левантийском—на севере, а также в северных предгорных районах с аварским и кумыкским населением) довольно ра:эвито производство ворсовых ковров, главным образом для удовлетворения местных нужд. Между тем благодаря красивым узорам и хорошему качеству ткани эти ковры представляют значительный интерес.