Территория как элемент конституционно-правового статуса субъекта РФ

Страницы работы

Содержание работы

, студент 2 курса Юридического института Дальневосточного госуниверситета

Территория как элемент конституционно-правового

статуса субъекта РФ

Территория, населённая людьми, представляет собой материальный субстрат государства. Как отмечал выдающийся нормативист Г. Кельзен, «государственную территорию можно определить как пространственную сферу действительности государственного правопорядка»[1]. Государственная власть в субъектах РФ, будучи компетенционно выделена из общей системы государственной власти РФ, необходимо должна иметь территориальные границы своего обособленного властвования. Следовательно, как отмечает А. Подколзин, целостность территории субъекта федерации, граница которого не может быть изменена без предварительного согласия его представительных органов, является важной гарантией прав субъекта федерации[2].

Важность территории, ее особенностей побуждает субъекты РФ отдельно регулировать режим пользования их территорией в тексте конституций и уставов. В республике Калмыкия территория используется и охраняется как основа жизни и деятельности республики Калмыкия[3]. В преамбуле Устава Приморского края большая значимость придается геостратегическму и экономико-географическому положению, уникальным природным богатствам края. В Уставе Калининградской области территории посвящена отдельная  глава[4]. Ввиду того, что гражданин РФ является гражданином того субъекта РФ, где он проживает, то территориальный фактор является основным для учета населения и определения его связи с органами государственной власти субъекта РФ.

Основным фактором, определяющим статус территории субъекта РФ, является одновременное распространение на эту территорию юрисдикции Российской Федерации. Во-первых, это проявляется в виде распространения государственного суверенитета Российской Федерации (в описанном выше виде) на территорию субъекта РФ. Во-вторых, это означает, что границы субъекта РФ с иностранными государствами составляют государственную границу РФ, регулирование которой относится к ведению Российской Федерации (п. «н» ст. 71 Конституции РФ). Кроме того, морская граница субъекта РФ вместе с континентальным шельфом также относятся к ведению Российской Федерации. Ввиду того, что конструкция Российской Федерации не предполагает наличия федеральных территорий, единственным полем приложения властных усилий федеральной власти является территория субъектов РФ.

Территория субъекта РФ имеет качество территории государственного образования, а не административно-территориального образования, так как границы между субъектами РФ не могут быть изменены без их согласия. В то же время в отношении внешней границы верховенство имеет Российская Федерация, что показала уступка Китаю островов Большой Уссурийский и Тарабаров[5]. Учитывая известный дуализм интересов при использовании территории субъекта РФ в интересах населения субъекта РФ и всей Российской Федерации, целесообразно было бы, по предложению С.В. Нарутто отнести вопросы изменения государственной границы к совместному ведению РФ и субъекта РФ[6]. Таким образом, распространение на территорию субъекта РФ юрисдикции органов государственной власти РФ и субъекта РФ необходимо влечет разграничение их компетенции, лишь в пределах которой каждая из них обладает верховенством на территории.

Наряду с внешним фактором юрисдикции Российской Федерации на территорию субъекта РФ оказывают влияние внутренние факторы: национальный фактор, связанный с самоопределением народов в составе РФ; историко-географический фактор, определяющий характер заселения территории, взаимодействие с коренным населением. Эти три фактора в основном определяют границы и протяженность территории и ее политическое значение для государственной власти субъекта РФ. Определенное сочетание указанных факторов в отношении некоторых субъектов РФ породило проблемы, влияющие и на конституционно-правовой статус субъекта РФ. 

Похожие материалы

Информация о работе