Некоторые проблемы разграничения имущества между уровнями публичной власти и муниципальными образованиями разных типов: правовой аспект, страница 2

Практика разграничения имущества выявила множество проблем как нормативно-правового обеспечения, так и правоприменительного характера. В соответствии с п.2, ч.7, ст.85 федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ Правительство Российской Федерации до 1 января 2005 года утверждает порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями разных типов. Никакого решения Правительства по этому вопросу нет до сих пор. На парламентский запрос по поводу исполнения Правительством указанной законодательной нормы в Совет Федерации пришел ответ, что порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти установлен п.11, ст.154 федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, а процесс разграничения имущества между муниципальными образованиями разных типов определяется законодательством субъектов Российской Федерации, следовательно, дополнительного правового акта Правительства не требуется. Вряд ли можно согласиться с таким выводом.

Ряд положений, регулирующих порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти и муниципальными образованиями разных типов, установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ1. Вместе с тем требование об утверждении Правительством Российской Федерации порядка разграничения имущества не было ни отменено, ни изменено. Это может привести к проблемам в правоприменении, так как сохранение в Законе указанной обязанности Правительства Российской Федерации может быть истолковано как право детализировать статью 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ путем принятия, например, механизма реализации заложенных в ней норм. Тем более что в самих этих нормах имеется ряд неоднозначно толкуемых положений. Многие вопросы урегулированы неполно и противоречиво.

Закон не урегулировал вопрос об особенностях регистрации прав на имущество до его передачи новому собственнику в порядке перераспределения и разграничения. В силу общих положений законодательства о регистрации права на имущество перед регистрацией права нового собственника должно быть зарегистрировано право предыдущего собственника. Практика показывает, что, к сожалению, многие объекты, числящиеся в реестре муниципальной собственности, не прошли государственную регистрацию. Большинство муниципальных предприятий не зарегистрированы как имущественные комплексы. Необходимость регистрации прав на передаваемые объекты повлечет существенные затраты местных бюджетов и затормозит процесс разграничения публичной собственности, В связи с этим целесообразно предусмотреть законодательные меры по упрощению процедуры регистрации прав на публичную собственность в процессе ее разграничения и перераспределения.

Следует отметить существенную неопределенность регулирования вопросов передачи в процессе разграничения имущества муниципальных предприятий и учреждений. Если между государством и местным самоуправлением передача в целом имущественного комплекса предприятия вполне приемлема, то между муниципальными районам и поселениями это зачастую невозможно, поскольку передача предприятий от района одному из поселений, скорее всего, повлечет нарушение прав других поселений, находящихся на территории этого района. Более целесообразным было бы в данном случае говорить о необходимости разделения предприятия. Однако порядок такого разделения и процедура передачи имущества в долевую собственность не урегулирована.