Основные этапы истории криминологии. Принцип неотвратимого наказания, страница 29

Много несовершеннолетних преступников из «благополучных» семей. Доля лиц из неполных или десоциализированных семей сокращается. Но семейный фактор все равно остается важным криминологическим фактором несовершеннолетней преступности. Возможные причины: нехватка денег в семье, отсутствие контакта между детьми и родителями. (Антонян Концепция положительного контакта). Велика доля и тех, кто учится. Отличников-преступников – 10%; неуспевающих – 25%. Отсутствие мотивацие учиться + влияние досуговой сферы.

Характеризуется нацеленностью на праздный образ жизни. Бесцельность времяпрепровождения. Тусовка, беспорядочные половые связи.

За это время несовершеннолетние быстро приобретают негативные привычки 9алкоголь, наркотики) => необходимость добыть дозу порой лежит в основе причин совершения преступления. Нравственно-положительные качества (заботливость, отзывчивость и т.п.) будут проявляться только в той группе досуга, где они находятся. Соответственно, к остальным они относятся противоположным образом (грубость, лживость).

Нравственно-правовое сознание. Правовое сознание несовершеннолетнего не сформировано, т.о. у него появляется дуализм правового сознания (ситуация свой-чужой; или когда несовершеннолетний пытается оценить ситуация по отношению к себе и своим, и иначе оценивает такую же ситуацию по отношению к остальным.

Типы несовершеннолетних преступников.

1.  Особозлостный (профессиональный)

2.  Злостный (привычный)

3.  Случайный (очень редко совершается несовершеннолетним. При этом он уже, как правило, совершил множество антисоциальных поступков.

4.  Ситуативный

Портрет:

Из неблагополучной семьи, досуг в группе, сопровождается алкоголем, наркотиками, беспорядочным сексом, не работающие к моменту совершения преступления; страдает психическими расстройствами (более 50%); высокий уровень фактического рецидива, совершает преступления в группе, чаще кражу.

Причины преступности несовершеннолетних.

Причинный комплекс разнообразен.

С точки зрения детерминации.

  1. Общие
    1. Противоречие между обострившимися потребностями несовершеннолетних и реальными возможностями их удовлетворения). Теория социальных противоречий.
    2. Конфликт отцов и детей.
    3. Недостатки организации профилактики несовершеннолетних. Плохое воспитание и т.п. Относится к общим причинам, так как от этого не зависит совершение конкретного вида преступлений или кокретного преступления.
  2. Специальные.
    1. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления.
  3. Индивидуальные.
    1. Психическое расстройство. Это не подчеркивает наличие биологический причинах преступности вообще. Речь идет о причине конкретного преступления.

В зависимости от докализации.

  1. Причины, связанные с возрастом.
    1. Неполнота, незавершенность нравственных установок.
    2. Нехватка опыта
    3. Внушаемость
    4. Зависимость оценки окружащих
  2. Причны в семье.
    1. Воспитание.
    2. Негативные образцы поведения (теория диффер соц связей
  3. Ближайшее окружение
    1. Друзья
    2. Участники группы
  4. В сфере обучения и трудовой деятельности.
    1. Неумение методического коллектива работать и корректировать поведение «трудных» детей. Должна быть коррекционная педагогика не только в отношении слепых и глухих.

Меры предупреждения несовершеннолетней преступности.

ФЗ об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (см ст 90УК)группы субъектов.

1.  Органы

2.  Общие.

3.  Специальные.

4.  Индивидуальные.

Правоохран

Меры индивидальной профилактики

1.  Профилактическая беседа.

2.  Постановка или снятие с профилактического учета.

3.  Предупреждение родителей о ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию ребенка.

4.  Уголовное наказание и принудительные меры воспитательного характера.