Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

объяснить данный парадокс? Казалось бы, в лице религиозных организаций мы должны иметь надежную преграду аморализму. Почему же не очень заметно позитивного воздействия религии на умы и сердца наших сограждан? Конечно, не просто и не столь быстро перестраиваются души людей, воспитанных на других мировоззренческих основаниях. К тому же для многих религия - это всего лишь очередная мода. Верно и то, что далеко не все священнослужители оказались готовыми действовать в современных условиях. А некоторые из них попали в плен "прелестей" рынка и ведут отнюдь не аскетический образ жизни. А это вряд ли работает на авторитет церкви и религии. Можно отметить и другие факторы, серьезно осложняющие проповедническую деятельность пастырей.

В то же время, как нам кажется, следует более реалистически оценивать сами возможности религиозных активистов. Поступки индивида во все времена определялись не только высокими идеями, мировоззренческими установками, но и во многих случаях насущными нуждами, удовлетворение которых направлено на простое поддержание жизни, на установление приемлемых отношений с окружающими людьми. Еще более сузились возможности религиозных организаций в современную эпоху. Во всеммире просматривается тенденция уменьшения частоты посещения богослужений, ослабления связей между рядовыми верующими и духовными наставниками [1].

Наконец, следует выделить еще одно важное обстоятельство. Научно-технический прогресс не только значительно увеличил возможности людей в познании и преобраПопов Леонид Александрович - кандидат философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Орловского государственною университета

171

зовании мира, но и расширил границы их свободного выбора. Человек, живущий в конце XX века, все чаще приходит к мысли, "что его судьба зависит едва ли не исключительно от него самого или от окружающих индивидов: В итоге формируется почва для секулярных настроений и размываются религиозные установки. Как писал И.Ильин, религиозный опыт человека "утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света" [2]. Еще более жестко выразился другой современный православный автор, по мнению которого ныне появляется патологическое религиозное сознание, не решающееся "признаться в своей безрелигиозности и лукаво носящее маску христианства, В результате создается общая картина двусмысленности и субъективности, В серой мгле которой расплываются критерий Истины и Добра [3]. Западные авторы также отмечают ослабление религиозных мотивов в поведении людей. "Практически во всех европейских демократиях упало влияние религиозного фактора на электоральное поведение, поскольку там повсеместно ослабли вера и соблюдение религиозных обрядов", пишет известный французский политолог М.Доган [4].

Мир, в котором живет современный человек, характеризуется многомерностью и многоплановостью, появлением глобальных проблем и многочисленных

Похожие материалы

Информация о работе