Методы психологических исследований. Формализованные методики.Тесты. Проективные методики. Анкетирование

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования российской федерации

Воронежский государственный университет

Эконосический факультет

Кафедра экономики

труда и основ

управления

Практикум по психологии

Для бакалавров экономики и менеджмента дневной и вечерней форм обучения

Часть I

Cоставитель: доц.

Воронеж 2001


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                              2

I Методы психологических исследований                                3

1.1. Формализованные методики                                                  3

1.1.1. Тесты                                                                                   3

1.1.2. Проективные методики                                                              4

1.1.3. Анкетирование                                                                    5

1.2. Малоформализованные методики                                          5

1.2.1. Метод наблюдения                                                                      5

1.2.2. Интервьюирование                                                                      8

1.3. Корреляционные методы анализа                                          8

II. Познавательные процессы                                                    12

2.1. Внимание                                                                               12

2.2. Память                                                                                    14

2.3. Запоминание                                                                          17

2.4. Воспроизведение                                                                    17

2.5. Забывание                                                                                      17

III. Личность                                                                               20

3.1. Психодиагностика темперамента                                          20

3.2. Психодиагностика характера                                                 23

3.3. Диагностика типовличности                                                  29

Использованная литература                                                               39


3

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития техники, технологии и экономических отноше-ний требует более широкого использования психологической науки. Результаты психологи ческих исследований широко используются в экономике, менеджменте, персоналменеджменте, маркетинге. Это не только принятие экономических решений, но и область сложнейших психологических реакций, проблем и решений.

Основная цель учебно-методического пособия сформировать прочные умения и навыки оценки психических процессов и явлений и использование их в своей профессиональной деятельности.

Учебное пособие содержит в себе основные теоретические положения по изучаемым вопросам, методики исследования психологических процессов, а также задания, рассчитанные на самостоятельную проработку.

Учебно-методическое пособиерассчитано на студентов, обучающихся по экономическим специальностям.


4

I. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы психодиагностики разделяют на две группы:

1) формализованные;

2) малоформализованные.

К формализованным методам относят: тесты, опросники, методики проективной техники и метод эксперимента. Они характеризуются точным соблюдением инструкций, строго определенными способами предъявления стимульного материала и стандартизацией (единообразие обработки и предъявления результатов диагностики), надежностью и валидностью.

К малостандартизованным методикам относят: наблюдения, беседы, интервью. Эти методики дают ценные сведения об исследуемом в тех случаях, когда изучаемые психические процесса малоподдаются объективной формализации (динамика целей, настроений и д.р.).

1.1. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ

1.1.1. Тесты

Тесты  (от англ. test - испытание, проверка, проба) - это стандартизованные испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологическихразличий между людьми

Одним из важных показателей, характеризующих тест, является надежность. Это показатель точности измерения. Тест считается надежным, если при сопоставлении повторных исследований коэффициент корреляции превышает 0,75. В том случае, когда данный показатель ниже указанной величины, тест ненадежен и требует исправления и доработки.

Другим важным качеством теста является валидность (от англ. "действительный", "пригодный", "имеющий силу"). Валидность - это комплексная характеристика теста, указывающая на обоснованность и эффективность его применения.

Надежность и валидность находятся в определенной зависимости. Если высокая надежность теста свидетельствует, что он точно измеряет психологические характер и стики личности, то высокая валидность указывает, что тест измеряет именно те свойства, для которых он был разработан.

Тесты классифицируются:

1. По предмету измерения:

-интеллекта (изучение уровня развития мышления и познавательных процессов);

-способностей (возможности овладения знаниями, умениями и навыками);

-достижений (уровня знаний, умений, навыков);

-личности (изучение различных аспектов, характеризующих человека как личность);

-межличностные (изучение отношений внутри группы).

2. По характеру тестовых заданий:

-вербальные (материал представлен в словесной форме);

-образные (тестирование осуществляется по рисункам, схемам);

-практические (выполняемые на реальных объектах).

3. По форме предъявленных заданий:

-бланковые;

-аппаратурные;

5

-рисуночные;

-устные.

4. В зависимости от количества испытуемых:

-индивидуальные;

-групповые.

1.1.2. Проективные методики

Термин "проективные" (от лат. "выбрасывание вперед") былвведен Лоуренсом Франком (1939) для объединения внешне разнообразных способов и сследования личности, предполагающих перенос человеком содержания своего

Похожие материалы

Информация о работе