Требования, которые предъявляет ребенку школа. Аномальные дети

Страницы работы

Фрагмент текста работы

несколько измененном виде советуем их использовать в коррекционных целях для расширения объема внимания, формирования устойчивости, сосредоточенности, способности к распределению и переключению внимания. Эти задачи влияют и на повышение темпа психической деятельности. Ими занимаются и при выполнении домашних заданий. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому могут использоваться в качестве передышки между различными видами домашних заданий.

Помните, что от однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение, им необходимо переключение в работе. Именно с этой целью и предложите ребенку поиграть, использовав приведенные задания, которые являются прекрасным средством развития произвольного   внимания,   наблюдательности,   самоконтроля.

Следует отметить, что в приведенных «корректурных» заданиях (с 1 по 4) количество знаков и сами знаки (предметные изображения, геометрические фигуры, буквы, цифры и т. п.) могут меняться. Количество знаков постепенно будет увеличиваться, а задание видоизменяться, чтобы ребенок всякий раз воспринимал его как новое и не терял интереса к вашим совместным занятиям. Во всех заданиях предусматривается нарастание темпа работы. С этой целью предложите ребенку для самоконтроля песочные часы или введите в заняпи,   >лементы соревнования па быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение и т. д.

Лист с заданием можете заготовить заранее, но лучше,чтоы ребенок под вашу диктовку сам рисовал или писалшаки. Такая работа полезна, потому что требует концентра-      внимания при слуховом восприятии материала.

для    изучения     внимания

Задание  1.    (Разработано Лиепинь. Нами изменено.)

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов л нпдов (гриб, мяч, ель), расположенных по 8 в каждом ряду (б    10 рядов). Предметы в ряду расположены произвольно.

Нужно: а)  вычеркнуть все грибочки;

б)   подчеркнуть все мячики;

в)  вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики — синим;

г)   вычеркнуть    все   мячики   и   подчеркнуть   все елочки.

Задание  2.    (Измененный тест Пьерона — Рузера.) Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат. ромб). Всего 5—10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.

Нужно: а) расставить значки, как показано в образце;

б)   расставить значки только в квадратах и треугольниках;

в)   поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

В тех случаях, когда вы видите, что ребенку трудно распределить внимание, начинайте с более простых заданий типа: поставит точку во всех треугольниках или поставить черточку в кругах и т. д.

Задание 3.    (Измененный тест Бурдона.) Напечатаны 10—20 рядов букв алфавита. В каждом ряду по 20 букв в произвольном порядке

И

0

м

р

У

к

и

л

ф

о

А

Я

Б

Н

В

Р

И

ш

Т

Г

т

г

м

ф

р

и

я

к

А

н

С

Т

Ю

Р

Э

М

Я

Е

Т

в

Нужно: а) вычеркнуть все буквы И;

б)   вычеркнуть все буквы Ф, Р;

в)   вычеркнуть  все  буквы  А  и  подчеркнуть  все буквы ЯЗадание 4. «Кодирование». (Из теста Векслера, с изменениями.)

Напечатаны цифры от 1 до 10 в произвольном порядке. Всего 5—10 рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками.

1

2

3

Ц

5

6

7

8

9

)

V-

1

1_

+

1

О

Л

Нужно: а) расставить значки под цифрами, как показано в образце, б)   (Рекомендовано Н. Ф. Добрыниным.) Предла-. пни и слова, состоящие только кЭ указанных в образце букв. инок ставит мод ними соответствующую цифру и записан.м г рядом слово нс буквами, а цифрами. Например: МЕТРО —23458

МОСТ — 2894 1 >оразец:

н

М

Е

Т    Р    А    Л    О    С

1

2

3

4     5     6     7     8     9

Задание 5.   (Методика Шульте с изменениями.) Нужно: а) найти и назвать цифры по порядку с 1 по 25. Ребенку поочередно даются таблицы с изображением цифр I по 25 (цифры расположены в беспорядке) черного цвета (рИС   1—5) \ черного и красного цвета  (рис. 6, 7). Задания можно проводить в виде игры-соревнования на время;

б)  показать и назвать на таблицах сначала все красные цифры по порядку с 1 по 9 (рис. 8а), а затем все черные в обратном порядке — с 9 по 1 (рис. 8а);

в)   назвать черные цифры в прямом порядке, а красные     в обратном порядке (рис. 86).

Дети, как правило, с удовольствием «играют» с подобными таблицами, особенно когда в занятия вносится элемент соревнования. Чтобы достичь большего эффекта усвоения таб-1ИЦ, нужно их чередовать: сегодня работать с одной таблица и, завтра — с другой и т. д. Подобные игры-упражнения полезны для детей любого школьного возраста.

З а д а н и е 6. (Из атласа Рыбакова.) На таблице (рис. 9) изображены в произвольном порядке кружки и крестики. Всего 6 строк по 12 знаков (число кружков —42, крестиков —30).

Нужно сосчитать последовательно кружки и крестики.

Считать надо следующим образом: «Один кружок, один критик, два кружка, два крестика, четыре кружка, четыре крестика, три крестика, шесть кружков, пять крестиков, семь кружков». Счет начинать с каждой новой строки.

Это задание потребует от ребенка не только распределения внимания, но и удержания в памяти предшествующего количества знаков. Если вашему ребенку сложно фиксировать в и памяти такое количество знаков в строке, то можете предложить. ему таблицу с меньшим количеством знаков. Одна таблица  может быть использована в четырех вариантах

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
496 Kb
Скачали:
0