Мотивационный тест Хекхаузена. Методическое пособие

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением деятельности или достижения цели учитывается как "Е". Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается так же как "Е". Во всяком случае речь должна идти о четком положительном ожидании успеха. ("Несомненно, его новый роман будет пользоваться успехом", "он думает, что он решит задачу" - все "Е"). "Е" учитывается также, когда ожидание успеха относится к прошлому: "Они думают, что выполнили работу хорошо", напротив: "Его интересует, правильно ли он решил задачу" - не "Е", так как ожидание успеха неопределенно и не четко положительно, а "В". Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то "Е" не учитывается. Так как в этом случае ожидание успеха ставится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, то можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно. "Он думает: если решу эту задачу, то получу в аттестате пятерку" - не "Е" (внутреннее условие). "Если повреждение не слишком велико, то я смогу отремонтировать машину" - не "Е" (внешнее условие). Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению какого-либо другого ("Директор считает, что работник справится с этой проблемой" - не "Е"). Следует обращать внимание на то, что желания и надежды ("надеяться", "надеюсь"), которые относятся к достижению цели, учитывается не как ожидание успеха ("Е"), а как потребность ("В"). ("Он с уверенностью надеется, что сдаст экзамен") - "В", а не "Е". "В" учитывается так же тогда, когда желания и надежды распространяются на прошлое. ("Он надеялся, что сдаст экзамены" - "В").

4. Похвала ("J").

"J" учитывается тогда, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов. ("Учитель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку", "Начальник повышает оклад служащему за добросовестную работу"). Похвала должна выражаться открыто. ("Мастер думает - какой у меня способный ученик" - не "J").

В качестве награды могут служить всякие материальные вознаграждения, выражающие признание за хорошее достижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность. При повышении оклада "J" учитывается только тогда, когда оно происходит по инициативе начальника за хорошие достижения. "J" учитывается также, если кто-нибудь констатирует хорошее качество, правильность работы другого, например: когда учитель ставит ученику хорошую оценку, не высказывая при этом похвалу или признательность по адресу личности ученика. "Мастер говорит ученику, что теперь он работает хорошо", "Учитель ставит ученику за этот ответ заслуженную пятерку", "Слесарь говорит ученику, что он правильно поставил деталь" - во всех случаях "J". Напротив, не "J" - "Он получает хорошую оценку", потому что здесь четко не указано высказывающее похвалу лицо.    Когда рассказчик отмечает лишь возможность похвалы или награды, оставляя открытым окончательный исход, также учитывается "J". ("Если он усовершенствует машину, то получит повышение"). Если же рассказчик оставляет при этом открытым вопрос о том, получит ли лицо похвалу или порицание, учитывается только "Т' ("Его похвалят или будут ругать в зависимости от того, решит он задачу или нет" - "Т').

5. Положительное эмоциональное состояние ("д+").

В качестве "д+" учитываются все положительные эмоциональные состояния

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
131 Kb
Скачали:
0