Особенности ориентировки незрячих в пространстве. Методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

, ,

ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВКИ НЕЗРЯЧИХ В ПРОСТРАНСТВЕ

Методическое пособие, Москва, 1989

В методическом пособия рассматривается круг вопросов, связанных с проблемой обучения ориентировке в пространстве слепых с остаточным зрением. Большое внимание в пособии уделяется вопросам восприятия и представления слабовидящими и частичновидящими окружающего мира, использованию средств коррекции зрения, обучению специальным приемам пользования остаточным зрением при ориентировке на местности, а также психологическим аспектам проблемы,

В пособии приводится примерная программа обучения слепых с остаточным зрением ориентировке в пространстве, даются рекомендация по ее практическому применению. Приводятся приемы определения у реабилитантов уровня сохранных анализаторов, степени готовности к занятиям.

Пособие предназначено для преподавателей и инструкторов по ориентировке и мобильности школ восстановления трудоспособности слепых, школ для слабовидящих детей, преподавателей кружков по ориентировке и мобильности на УПП и в ТПО, для реабилитологов и преподавателей ИПК ВОС, а также оно будет полезно для тех людей, которые потеряли зрение недавно, для их родственников, друзей и знакомых.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ И ДРУГИХ ФАКТОРОВ В ОРИЕНТИРОВКЕ И МОБИЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ.. 4

ПРОБЛЕМЫ СЛАБОВИДЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 4

СЛАБОВИДЕНИЕ С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ.. 6

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ... 12

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОРИЕНТИРОВКЕ.. 15

ОПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОРИЕНТИРОВКЕ.. 17

РОЛЬ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТНОСТИ. ВЫБОР ОРИЕНТИРОВ.. 18

РОЛЬ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ.. 21

В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ. ЗНАЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ... 21

РОЛЬ ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ В ВЫПОЛНЕНИИ КОНКРЕТНЫХ ЗАДАЧ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.. 22

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛАБОВИДЕНИЯ.. 22

ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ.. 23

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ.. 24

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА (УГОЛКА) ПО ОРИЕНТИРОВКЕ НА УПП, В ТПО, ШКОЛАХ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.. 26

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММЫ... 26

САМООТЧЕТЫ ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.. 39

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41

ЛИТЕРАТУРА.. 51


ВВЕДЕНИЕ

Одним из условий социальной реабилитации людей, потерявших зрение, является обучение их эффективным приемам ориентировки в малом и большом пространстве. В таком обучении нуждаются не только абсолютно слепые, но и слабовидящие.

Самостоятельная ориентировка слепых с остаточным зрением на рабочем месте, у себя в квартире, на улицах большого города, поселка, в сельской местности снимает чувство неуверенности, страха, помогает общению с окружающими их людьми и реализации своих потенциальных возможностей и интересов. Овладение способами ориентирования в пространстве — важнейшее условие восстановления самостоятельности поведения слепого с остаточным зрением, путь преодоления изолированности в смешанном трудовом коллективе, непременное условие формирования его активной социальной позиции.

Известно, что наибольшие трудности в ориентировке и передвижении в пространстве возникают у абсолютно слепых, поэтому исследования и научно-практические публикации по этим проблемам (работы В. С. Сверлова, В. А. Феоктистовой, пособия А. М. Кондратова, М. Н. Наумова и др.) были рассчитаны именно на эту категорию слепых. Причем в недавнем прошлом во Всероссийском обществе слепых абсолютно слепые составляли значительную часть. На некоторых предприятиях ВОС и в школах для слепых детей число абсолютно слепых превышало число слабовидящих и частичновидящих. В настоящее же время число незрячих с остаточным зрением значительно превышает число абсолютно слепых.

Многие годы бытовало мнение, что если человек обладает остаточным зрением, то проблема ориентировки для него не существует или почти не существует. Это, в известной степени, объясняет и сложившуюся практику обучения незрячих в школах восстановления трудоспособности, в которых обучаются только инвалиды I группы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0