Неврологическая классификация отклонений. Минимальные мозговые дисфункции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ной позиции являются "социальные дефекты" типа дефицита эмоционального контакта или гиперопеки. Так, Л.Б.Филонов указывает на устойчивую связь между жестокостью как чертой личности и специфическими социально-психологическими условиями раннего детства - холодными, безразличными отношениями в общении со взрослыми, отсутствием ласки и т.д. Указывается также на связь жадности с атмосферой вседозволенности и все доступности в детстве (цит. по Бреслав, 1990).

Таким образом появление в поведении не соответствующих данному периоду формирования личности черт или отсутствие черт в течение достаточно длительного времени и является свидетельством ОФЛ.

Если имеет место лишь замедление индивидуальных темпов формирования личности внутри конкретного периода, то далеко не всегда оно может рассматриваться как отклонение и требовать специальных педагогических усилий по коррекции. Если же замедление формирования личности ребенка носит продолжительный характер, не сопровождающийся ускорением формирования на последующих этапах, а сочетающийся с регрессивной защитной позицией, то скорее всего можно говорить именно об ОФЛ. Как правило, такая позиция достаточно примитивна и имеет выраженный эгоцентрический характер, маскируемый в самосознании псевдосоциальными мотивировками. Например, ребенок может объяснить свою жестокость по отношению к более слабым сверстникам приучением к требованиям военной дисциплины, извращенно понимаемыми эталонами мужественности и т.п.

В то же время отличие ОФЛ от патологии свидетельствует о возможности чисто психолого-педагогической корректировки, которая выступает по отношению к возможным дальнейшим асоциальным проявлениям и психогенным заболеваниям в качестве профилактики.

На наш взгляд, ОФЛ в том виде, как их описывает Г. Бреслав, являются проявлением индивидуальности ребенка и, безусловно, при определенных условиях могут привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенка этапом индивидуального развития и способствовать формированию здоровой личности.

Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций. Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии.

1.2. Неврологическая классификация отклонений

В этом разделе излагается неврологический подход к отклонениям развития, как он представлен в широко распространенной за рубежом отрасли "поведенческой неврологии" (behavioral neurology). Особое внимание к этому подходу объясняется двумя причинами: с одной стороны, это комплексный

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
110 Kb
Скачали:
0