Психологические теории и их роль для практики военной профессионализации личности. Профессиональная ориентация

Страницы работы

Содержание работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ РОЛЬ ДЛЯ ПРАКТИКИ ВОЕННОЙ

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

В данной главе вначале рассматриваются базовые зарубежные(психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивная психология, гештальт-психология и др.) и отечественные (теории деятельности и личности, теории индивидуальности, теория коллектива, теория установки и др.) теории, положения которых являются концептами различных методических приемов и конкретных технологий в профессиональной психодиагностике и практике профессионального психологического отбора.

Затем  обсуждаются психологические теории(астрология, соционика, дианетика, психотроника, акмеология, имагогика(онтопсихология), которые пока не нашли, и может быть, вполне обоснованно, широкого использования  в практической психологии, но  гипотетически обладают нереализованным объяснительным и прагматическим потенциалом.

Какими достоинствами должны обладать психологические теории,чтобы быть"работающими", социально ценными для практики психологической помощи человеку в поиске и выборе профессии, самооценке своей профпригодности, профессионализации при обучении и дальнейшем самосовершенствовании в профессиональной деятельности?

Во-первых, эти теории должны обладать всеми признаками науки как таковой - возможностями описания психологического феномена, его объяснения, управления им и проектирования его изменения.

Во-вторых, теории должны содержать развитые тезаурусы или понятийный аппарат, отражающие современные научные представления о человеке: а) как субъекте профессиональной деятельности в профессиональной среде, б) как индивиде, в) как личности.

В-третьих, теории должны предусматривать и постулировать принципиальные способности человека к изменению, развитию, личностному и профессиональному росту.

В-четвертых, теории должны быть  не только социально ценными, но и полезными для личности, и не должны наносить ей вреда.

Следует заметить, что сами по себе психологические теории не начинают работать без усилий профессиолога. Многолетние исследования и наблюдения профессиональной деятельности практикующих психологов позволяют сделать некоторые выводы относительно этой проблемы.

1. Необходимым условием успеха в практической работе психолога является высокий уровень знаний основных положений базовых психологических теорий.

2. Поскольку в различных теориях обосновывается свой, специфический концептуальный  ракурс рассмотрения личности и ее взаимосвязей с реальной  действительностью, представляется  важным и ответственным  для  психолога профессионально - нравственный  выбор из них либо одного наиболее адекватного и приемлемого подхода, либо использование разумного эклектизма в данной ситуации.  Как показывает имеющийся опыт,  практические психологи предпочитают эклектические варианты психотехнологий без особой опоры на какую - то одну даже авторитетную теорию(Бондаренко А.Ф. ).

3. Ценность практического психолога чаще всего оценивается по тому, какой базой данных, практических технологий и новых идей он обладает.

4. Замечено, что неспособность специалиста увидеть в социальной практике психологический аспект  любого явления тесно коррелирует с его неспособностью "замкнуть" теоретический концепт на реальную практику. В профессиональной деятельности он,  даже имея базовое образование, слабо владеет сложившимся в мировой практике  арсеналом методических приемов и психологических техник. Такой психолог интровертирован и тревожен (К. Роджерс), неуверен и амбивалентен в ситуациях, требующих неанонимной ответственности, на поведенческом уровне часто авторитарен и немотивированно агрессивен.

5. Практический психолог должен иметь развитую и устойчивую структуру профессионально-важных качеств, которые обеспечивают выполнение профессиональных функций в нормативных параметрах. Используя универсальную формулу профессиональной пригодности Климова Е.А.

"Г О Д Е Н" как символическую аббревиатуру, эту структуру можно развернуть в следующий содержательый  план-проспект.

"Г" - гражданская,  нравственная и социальная зрелость, в основе которых содержатся:

# мотивационная готовность к деятельности,

# умение личности сдерживать импульсивные побуждения,

# способность личности менять  стратегии  решения  жизненных задач,

# компенсация определенных личностных свойств,

# способность вырабатывать индивидуальный стиль деятельности,

# способность  понижать  личностную  значимость некоторых из своих целей, чтобы достигнуть их меньшей психологической и психофизиологической ценой.

"О" - общие способности, важные для профессии психолога-практика:

# высокий уровень интеллектуального развития,

# креативность,

# коммуникативная компетентность,

# волевые качества и нервно-психическая устойчивость.

"Д" - дееспособность  психолога:

#  физическая(практическое здоровье),

#  психическая(отсутствие психопатологий ),

#  правовая(наличие образования и диплома- сертификата),

"Е" - единичные способности и склонности:

# сензитивность,

# восприимчивость к новизне,

# альтруистическая императивность, заключающаяся в обязательной психологической помощи обратившемуся клиенту в полном объеме,

# категористическая императивность, состоящая в непреклонном следовании правилам, нормам и этике профессиональной деятельности,

# харизматический потенциал - привлекательный и обаятельный образ "волшебника", включающий как врожденные качества

(симпатичное открытое лицо,  доброжелательный взгляд, пропорциональная фигура, мягкий тембр голоса и т.п.), так и приобретенные(эмпатичность, коммуникабельность, красноречие, и т.п.).

"Н" - навыки:

# профессиональные.

1.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ КАК ОСНОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Персоналии: Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм.

Содержание: выбор профессии, структура личности: Ид, Эго, Суперэго, комплексы, канализация, либидо, сублимация, агрессивность, нарциссизм, зротизм, профессии оральные, генитальные и т.д.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
53 Kb
Скачали:
0