Методика «Стили поведения в конфликте» (СПК) для детей младшего подросткового возраста. Теоретическое обоснование теста

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Методика «Стили поведения в конфликте» (СПК)

для детей младшего подросткового возраста

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА

При создании методики «Стили поведения в конфликте» мы основывались на общетеоретических представлениях З.Фрейда  и типологии стилей конфликтного поведения К. Томаса. В основе создания СПК лежит гипотеза проекции.  Реализация гипотезы потребовала достижение следующих целей исследования: а)  разработка стимульного материала с учетом требований, предъявляемых к проективным методикам (его неопределенность в смысловом отношении, эмоциональная насыщенность); б) характер содержания предлагаемой инструкции (краткость); в) статистическая обработка полученного материала.

Ведущее место при создании СПК занимает учет особенностей апперцепции субъекта, а именно: прошлый опыт взаимодействия с окружающей средой способствует  ассимиляции  и трансформации предложенного стимульного материала. В нашем случае конфликтные ситуации трансформируются в выбор определенного ответа.

 ОПИСАНИЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Предлагаемая методика обладает рядом особенностей:

Стимульный материал  представлен в виде 30 рисунков с изображением конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации охватывают три области активного взаимодействия младшего подростка, а именно: взаимодействие с родителями, сверстниками и взрослыми. Каждая область конфликта включает по 10  рисунков. Конфликтные ситуации, соответствующие различным областям взаимодействия и следуют в определенном порядке одна за другой. Стимульный материал оснащен вариантами ответов (шкалы), соответствующих аналогичным стилям поведения в конфликте, предложенным К. Томасом: соперничество, приспособление, компромисс, избежание и сотрудничество. Каждая шкала  включает 30 вариантов ответов, выбор каждого из которых соответствует 1 баллу.

Предлагаемая методика предназначена для работы индивидуально и в группе подростков в возрасте 12-13 лет.

Стимульный материал распечатан по одному конфликтному сюжету на странице. Каждая карточка имеет свой порядковый номер. Полный набор стимульного материала приложен к методическому пособию. 

Таким образом, нами максимально структурирован и адаптирован стимульный материал для младшего подросткового возраста, с целью выявления стилей их поведения. При создании методики мы учитывали возросшее число детей, имеющих отклонение в развитии.

 ОЦЕНКА ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ МЕТОДИКИ СПК

Проверка валидности и надежности методики СПК проходила в несколько этапов. 

На первом этапе осуществлялся отбор конфликтогенных ситуаций, характерных для детей младшего школьного возраста. Участниками данного этапа были студенты 5 курса факультета психологии (15 человек) и учащиеся (23 школьника). Затем из предложенных ситуаций были отобраны повторяющиеся и представлены в виде рисунков. Рисунки выполнил художник Г. Санников – преподаватель УдГУ, г. Ижевск. Полученный стимульный материал вторично был предложен  для анализа студентам и учащимся.

На втором этапе составлялись и отбирались варианты ответов на стимульную конфликтную ситуацию. Полученные  варианты ответов соотносились со стилями поведения в конфликте по К. Томасу и вносились в методику. Измененный вариант стимульного материала с вариантами ответов прошел апробацию на студентах и школьниках, она предлагалась120 учащимся седьмых классов (56 девочек и 53 мальчиков). Окончательный вариант методики состоит из 30 конфликтных ситуаций (рисунков).

На третьем этапе проводилась проверка на валидность и надежность. Валидность по содержаниюразрабатываемой методики получена методом экспертных оценок. Экспертами выступали студенты 5 курса факультета психологии и педагогики УдГУ, классные руководители седьмых классов.  Первоначально выяснялось понимание экспертами стилей поведения в конфликте, затем осуществлялось знакомство с концепцией К.Томаса. На завершающем этапе эксперты составляли «ключ» к методике СПК, а именно, соотносили варианты ответов со стилями поведения по К.Томаса. Результаты исследования показали, что у экспертов не возникло расхождений при сотнесении вариантов ответов к шкале «соперничество» по шкалам: «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» наблюдались единичные рассогласования. Так, по шкалам «приспособление» и «компромисс» выявлено  9% расхождений с авторским вариантом, «избегание» – 6% и «сотрудничесиво» - 5%.

Измерение критериальной валидности использовались методы экспертных оценок учителей школ и  метода контрастных групп. Экспертами при оценке учащихся общеобразовательной школы выступали учителя этих же школ, а в качестве контрастной группы – девиантные подростки 12-13 лет, учащиеся, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (18 человек) и  учащиеся классов компенсирующего обучения (24 человека), а также учащиеся специализированных школ восьмого типа (21 человек). Учителям предлагалось выделить в классах конфликтных и неконфликтных учащихся, а затем оценить уровень конфликтности первых по пятибалльной системе. В выборке конфликтных средние значения равны 3, а стандартные отклонения 1.5. Испытуемые, получившие от 1.5 до 4.5 баллов, считались нами имеющими средний уровень конфликтности, а, получившие более 4.5 баллов, считались высококонфликтными.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
90 Kb
Скачали:
0