Целостный подход к формированию сложной сенсомоторной деятельности в профессиональном обучении, разработанный Б,Е,Хаевым

Страницы работы

Содержание работы

Целостный подход к формированию сложной сенсомоторной деятельности в профессиональном обучении, разработанный Б.Е.Хаевым.

Б.Е.Хаев много лет работал в области профессионального обучения сложным видам сенсомоторной деятельности, в частности, деятельности водителя автомобиля.

В противоположность существующим, по преимуществу аналитическим подходам, автор предложил новый альтернативный подход, который он назвал целостным. Суть его в том, что если структура сложной сенсомоторной деятельности представляет собой сложную целостную многоуровневую систему, то она с самого начала должна складываться, а затем развиваться как единая целостность. Правильность этого положения доказана в исследовании Б.Е.Хаева прежде всего тем, что ему удалось ясно и последовательно реализовать его на практике, разработав и апробировав систему нескольких последовательных этапов формирования сложной сенсомоторной деятельности водителя автомобиля именно как единой и целостной от начала до конца системы.

Начинается формирование системы с создания ее исходной простой целостной основы. Эта основа – полной, исчерпывающий набор орудийных действий и их комплексов с педалями тормоза и дросселей, с коробкой передач и рулевым колесом, действий, соответствующих, как пишет автор, «всему диапазону задач формируемой деятельности» (Хаев Б.Е. Поуровневое формирование сложной сенсомоторной деятельности (на материале водителя автомобиля). Автореферат канд. Диссертации. М, 1990). Самое существенное в этой простой целостной основе, что делает ее именно простейшей, самой простой исходной основой дальнейшего формирования деятельности, это то, что контроль и регуляция движений осуществляется на основе самых близких к ним по смыслу дела сигналов – на основе зрительных впечатлений от орудий и на основе проприоцептивных афферентаций. Это самая простая из всех возможных афферентаций и самая простая из всех возможных сенсомоторная структура. Вместе с тем в ней представлены уже все действия, которые используются при вождении автомобиля.

Смысл последующих этапов формирования сложной сенсомоторной деятельности в том, что расширяется сенсорная сфера афферентации действий – в нее включаются зрительные сигналы, отражающие положение и скорость движения автомобиля сначала в статичной, а затем в динамичной среде. В соответствии с расширением области и состава афферентаций действия, усвоенные на предыдущей стадии в простой обобщенной форме, уточняются, специализируются и дифференцируются. Параллельно идет процесс обогащения, развития и усложнения звеньев программирования, контроля, а затем планирования действий. Предусматривается также, что сначала все действия выполняются исключительно на основе разного рода внешних опор. Затем удельный вес внешних опор уменьшается до одной узловой точки и, наконец, все внешние опоры убираются и действия осуществляются исключительно на основе внутреннего контроля за средой за счет сложившихся схем и представлений.

Методика Б.Е.Хаева обеспечивает преемственность последовательных этапов формирования и предполагает последовательное и постепенное развертывание и обогащение исходной основы деятельности – простой целостной сенсомоторной структуры. Это развертывание и обогащение идет по линии все большей дифференциации структуры, так что действия каждого последующего этапа выступают как более конкретные специализированные и дифференцированные по отношению к действиям предыдущего, а действия предыдущего этапа составляют целостную основу, подлежащую дальнейшей дифференциации и конкретизации.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0