Приоритет общих принципов в курсе механики, разработанном А,М,Мышляевым

Страницы работы

Содержание работы

Приоритет общих принципов в курсе механики, разработанном А.М.Мышляевым.

Анализируя причины недостаточной эффективности усвоения физики многими учащимися, А.М.Мышляев видит одну из главных причин в недостаточной роли теории в процессе обучения, в традиционно принятом индуктивном пути раскрытия общих законов. Курс превращается в перечень отдельных фактов и сведений о свойствах явлений, но частные факты, не объединенные теорией, плохо усваиваются и быстро забываются. А «надежда на то, что в конечном итоге из мелких штрихов сложится цельная картина, как показывает практика, не оправдывается» (Мышляев А.М. О повышении эффективности преподавания физики. Советская педагогика. 1963, № 11. С. 60 – 68). Таким образом, автор вскрывает коренной недостаток физических знаний школьников – их отрывочность и раздробленность. А проистекает он из-за того, что частные элементы знаний, если они с самого начала не скреплены каркасом единой теории, не складываются в целостную систему, даже если в конце прохождения каждого раздела общие принципы  и законы сообщаются учащимся.

Проведенный анализ привел А.М.Мышляева к выводу, что путь введения физических знаний в старших классах школы должен быть принципиально иным, противоположным общепринятому. Он должен состоять в том, чтобы в первую очередь знакомить учащихся  не с мелкими вопросами, а с наиболее общими положениями и законами, переходя после этого к рассмотрению множества вопросов как частных случаев общей закономерности.

Педагогический опыт привел А.М.Мышляева к убеждению, что знакомство вначале с основным законом изучаемого раздела для учеников не труднее, чем знакомство с каким-нибудь частным законом или положением «Для них в равной степени убедительно будете ли вы  на основании нескольких демонстраций выводить частный закон, например, о равновесии тел на наклонной плоскости, или общий закон – правило моментов» (Там же. С. 63). Но первоочередное изучение в каждом разделе основного принципа, рассмотрение множества вопросов как частных случаев проявления общей закономерности делает знания более осмысленными и действенными, а также солее легко запоминаемыми и прочными. Ведь детали и частные случаи теперь включены в логическую систему, связаны между собой ясными связями и отношениями.

Первоочередное изложение основных общих принципов в каждом разделе и изучение большой группы вопросов как следствий основного положения позволило значительно сократить число заучиваемых определений и формул. Так курс механики предполагал использование немногим больше десятка формул.

Оценивая результаты многолетнего эксперимента по применению в школе курса механики, основанного на приоритете общих принципов, А.В.Мышляев приходит к выводу, что концентрация учебного материала вокруг ограниченного числа принципов должна стать одним из основных путей совершенствования методов преподавания физики. Такое преподавание механики позволило без сокращения объема изученного материала существенно уменьшить трудоемкость курса (так что всю программу учебного года обычно удавалось закончить уже в третьей четверти) и повысить его эффективность. Последнее нашло выражение в том, что в экспериментальных классах ученики в контрольных проверках решали задачи значительно лучше, чем в классах, обучавшихся по обычным программам.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
28 Kb
Скачали:
0