Литературоведение как научная дициплина. Наука о художественной литературе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Литературоведение как научная дициплина


Литературоведение - наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии

система знаний

Предмет исследования Методы исследования Фундаментальные категории, понятия, законы

Палеография, историография, археография, эвристика, текстология, литературное краеведение, методика преподавания литературы, книговедение, библиография, источниковедение, архивоведение.


Связь с гуманитарными науками

Методологическая база Языкознание Герменевтика Философия Эстетика Психология

Главный предмет исследования

Фольклористика Искусствоведение

Общее направление История Социология Педагогика Психология творчества Психология восприятия

Контакты с точными науками

Задание: внимательно рассмотрите схему. С помощью любого пособия по литературоведению озвучьте ее. Постарайтесь, чтобы у вас получился связный, логически выстроенный устный текст.


Художественный образ


1 Художественный образ - это обобщенное, художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. 2 Тип, характер, отражающий закономерное в жизни.

Художественный образ является выражением содержания в литературном произведении. Исходя из этой позиции, можно рассматривать структуру художественного образа: - художественный образ - продукт мысли писателя, и тогда это широкая картина жизни, представленная взору читателя; - художественный образ - носитель эстетической идеи, и тогда это мысль, или сверхсмысл, заложенный в конкретное изображение.

Средства создания художественного образа: слово, троп, речь героя, авторское повествование или описание, художественная деталь, композиция предложения, абзаца, главы, ритмика и мелодика произведения и др.

Типология образов. Разновидности и классификация литературных образов. Задание: 1. По ЛЭС и указанным в списке литературы учебникам, опираясь на предложенную схему, составьте конспект. 2. Прокомментируйте каждое из определений художественного образа. 3. Разновидности и классификацию образов рассматривайте по ЛЭС. Попытайтесь определить принцип классификации. 4. По ЛЭС изучите статью "Символ". Выпишите определения понятий: образы - символы, образы - эмблемы, образы - аллегории. 5. К заданию №4 подберите примеры из известных вам произведений. 6. Проследите за внутренней логикой рождения словесного образа у различных писателей. Попытайтесь объяснить причины и значение вносимых в художественный текст изменений. В скобках даны варианты черновиков.

В пустыне чахлой (мертвой, знойной, тощей) и скупой На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит (растет) один во всей вселенной

А.С. Пушкин

Его убийца (противник) хладнокровно Навел удар (наметил выстрел)…

М.Ю. Лермонтов

А по ущелью во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями (скача чрез камни)… Блестело море, все в ярком свете (в южном солнце), и грозно (с шумом) волны о берег бились…

М. Горький

7. В отрывке из стихотворения М. Лермонтова "Спор" в качестве определений даны по два прилагательных, одно из них принадлежит поэту, другое не авторское, снижающее художественность и качество изображения, изменяющее смысл текста. Установите: какое из них авторское.

Посмотри - в тени чинары Пену (красных, сладких) вин На (широкие, узорные) шальвары (Сонный, смуглый) льет грузин. И склонясь в дыму кальяна На (пустой, цветной) диван, У (холодного, жемчужного) фонтана Дремлет Тегеран.


Анализ художественного текста


Анализ (греч.- разложение, расчленение) художественного произведения в литературоведении - это исследовательское прочтение художественного текста, противостоящее интуитивному "вчувствованию" и иллюстративному цитированию. Соотношение между анализом и интерпретацией остается дискуссионным. Несомненно, что анализ - необходимое условие научности интерпретации. Конечная цель анализа - установление и корректировка границ адекватности возможных прочтений. Научность анализа - в постижении целостности произведения: он стремится выявить в организации текста как цельного высказывания действительные предпосылки живого художественного впечатления. Расчленение текста на эпизоды, сюжеты, фрагменты композиции, на более дробные "сегменты" (плоть до слогов и фонем) и обнаружение разнообразных конструктивных отношений между ними в анализе - не самоцель, а выявление подлинного богатства связей и отношений между

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
453 Kb
Скачали:
0