Психолого - педагогическая характеристика детей с ЗПР. Современные подходы к организации обучения детей с проблемами в развитии, страница 2

Тема №11. Дограмматические и грамматические знания

детей с ЗПР.

Звуковой анализ как компонент готовности к овладению письмом и чтением. Особенности письма. Особенности выделения предложения. Особенности грамматических знаний учащихся. Накопление речевого материала и практических языковых наблюдений и обобщений.

Тема №12. Обучение русскому языку детей с ЗПР.

Содержание курса русского языка в начальной школе. Программа

развивающего обучения русскому языку.

Тема №13. Особенности чтения у детей с ЗПР.

Крайне медленный темп чтения, замена и перестановка букв, пропуск букв и слогов, неверные ударения, монотонность и невыразительность интонации, «причитывание» букв при чтении. Замедленное формирование навыка чтения, отставание как технической стороны, так и понимания прочитанного.

Тема №14. Формирование навыков чтения у детей с ЗПР.

Введение специальных тренировочных упражнений на чтение слов различной слоговой структуры, на звукобуквенный анализ и синтез, на слого- и словоизменение, совершенствование словарной работы. Расширение чувственного опыта детей, привлечения разнообразных форм наглядности. Глубокий и всесторонний анализ содержания текстов.

Тема №15.  Особенности усвоения математических знаний учащимися с ЗПР.

В 1 классе: несовершенные, примитивные приемы вычислений, трудность формирования навыка решения простых арифметических задач, несформированность навыка измерения. Во 2 классе: нетвердое усвоение состава одно- и двузначных чисел, несформированность алгоритмов выполнения сложения и вычитания, ошибки персеверации, затруднения при выполнении даже табличных случаев умножения и деления, фрагментарное решение сложных задач. В 3 классе: вычислительные ошибки, непрочность сформированности знаний при выполнении внетабличных случаев умножения и деления на однозначные числа, ошибки в решении задач. В 4 классе: наиболее слабое усвоение учащимися правила деления и умножение на ноль, внетабличное деление; серьезные трудности в решении задач на движение.

Тема №16.  Обучение решению некоторым видам простых задач учащихся с ЗПР.

Подготовительный период – выполнение детьми большого количества упражнений с разнообразными предметами. Знакомство с  определенной терминологией. Дифференциация детьми условия задачи и вопроса.

Тема №17. Основные этапы работы над задачей.

Чтение задачи. Анализ условия и вопроса задачи и установление существующей между ними зависимости. Выбор арифметического действия. Запись решения и выполнение счетных операций. Формулирование ответа задачи.

Тема №18.  Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 

Овладение детьми в процессе выполнения практических упражнений понятиями «столько же», «одинаково», «поровну». Работа с сыпучими и жидкими веществами. Отработка понятий «больше, меньше, больше на, меньше на». Строгая последовательность при обучении решению задач такого типа. Обучение составлению арифметических задач.

Тема №19.  Подготовительные упражнения при изучении

темы «Умножение».

Закрепление знаний таблицы сложения в пределах 20-ти и навыка счета группами. Различные тренировочные упражнения с разнообразными предметами. Запись примеров на умножение. Решение простых задач и примеров на дифференциацию умножения и сложения.

Тема №22. Особенности речевого развития детей с ЗПР.

Произношение и фонематический слух детей с ЗПР. Бедность словаря. Особенности грамматического строя речи.

Тема №26. Планирование работы учителя-дефектолога общеобразовательной школы с учащимися классов КРО.

Диагностическое обследование учащихся и его задачи: первичная диагностика учащихся классов КРО, динамическое изучение учащихся; «этапная» диагностика, Обследование учащихся массовых классов школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Основные направления работы учителя-дефектолога. Перечень документации учителя-дефектолога общеобразовательной школы.