Рынки с асимметричной информацией. Основные понятия. Рыночные сигналы, классические примеры

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 13.

Рынки с асимметричной информацией.

До этого момента предполагалось, что потребители и производители имеют полную информацию об экономических переменных, относящихся к их выбору.

Асимметричная информация – некоторые участники знают больше других (очень типично).

Примеры:

Продавец знает о качестве продукта больше, чем покупатель.

Работник о своих навыках лучше, чем работодатель.

Управляющие возможности предприятия лучше, чем собственники (корпорация).

Неопределенность качества  рынок "лимонов".

Классический пример – подержанные автомобили, в более широком плане (особенно для России) – рынок оборудования и офисной техники (б/у), вторичный рынок жилья.

А вообще еще рынок страхования, рынок кредита, рынок жилья.

Пример, автомобиль новый 10 тыс. долл., б.у. даже с мин. пробегом, напр. 8 тыс. долл.

Б/у продается дешевле, чем новый – почему: сомнения покупателя – или с автомобилем что-то не так, или действительно планы изменились.

Информация о качестве асимметрична. Продавец знает о нем больше. Можно проверить в мастерской, но все равно…

Предположим есть два типа подержанных машин: высокого и низкого качества. И продавец и покупатель могут определить тип автомобиля.

Высокое качество                                                 Низкое качество

Р                                                                         Р

Sвыс

 


Рв

 

                                                                                                                                                                                        Sниз

 


                                                                  Dв1                                          Рн                                                                                             Dн1

                                                                                                                                                                                                                  Dн2

                                                           Dв2                                                                                        

Dв3                                                                                              Dн3

                      Dв4

Qв                                                                                Qн

Q1в             Q                                                                         Q              Q

На графика кривые спроса и предложения для двух категорий машин. Кривая предложения для качественных машин выше, так как владельцы расстаются с ними менее охотно (Sвыс и  Sниз) и должны получить более высокую цену.  

Спрос также выше, так как покупатели готовы платить за хорошее качество (Dв1 и Dн3).

Продается по разным ценам одинаковое количество машин (Q= Q).

Что будет, если продавцы хорошо осведомлены о качестве автомобиля, а покупатели нет вообще (надо купить и поездить).

Покупатели могли бы полагать, что шанс купить машину хорошего качества 50% , таким образом, совершая покупку они исходят, что все автомобили среднего качества (после покупки). Спрос на автомобили в этом случае будет ниже -  Dв2  - на авто высокого качества и выше -  Dн1 – на авто низкого качества. Будет продано меньше высококачественных авто и больше низкокачественных.

Как только потребители начинают понимать, что большая часть проданных авто (напр. ¾) низкого качества их спрос сдвигается.

Для высоких авто это м.б . - Dв3, а для низких  - Dн2. Однако общее количество автомобилей  сдвигается еще больше к низкому качеству. В результате кривая спроса еще больше сдвигается влево для хороших Dв4 и вправо для плохих Dн1.

Итог – реализуются только плохие авто, для хороших рынка нет.

Ситуация – экстремальная. Рынок может прийти к равновесию, сохранив реализацию какой-то части хороших авто, но эта часть будет заведомо ниже, чем если бы потребителям были известны качества автомобиля до покупки. Следствие асимметричной информации – с рынка вытесняются высококачественные товары.

Нужна информация.

Пути – на некоторых рынках – вмешательство государства (страхование здоровья), поддержание репутации.

Рыночные сигналы. Пример сигналов – гарантии и поручительства как сигналы высокого качества товаров. Другой способ – стандартизированные товары ( соответствие стандартам).

    

Похожие материалы

Информация о работе