Предмет макроэкономика. Основные измерители макроэкономики. Макроэкономическая теория, как часть экономической науки, страница 18

1.  Как  политикам следует действовать или нормативная теория экономической политики. Отсюда вытекает группа проблем:

а.  Должны ли власти активно вмешиваться в экономику или вмешательство должно быть минимальным.

б. Если вмешательство необходимо, то каковы наиболее эффективные способы достижения целей и как определить те оптимальные политические цели, которые необходимо достигнуть.

2.  Как политики действуют на практике – позитивная теория экономической политики (близка к политологии). Основная проблема здесь: почему государственные страны действуют так, а не иначе? Каково влияние на их действие политических партий, экономических теорий и т.п.

I.  Базовая теория экономической политики.

Базовая теория экономической политики была впервые проанализирована Яном Тинбергеном. Он обрисовал первые шаги оптимальной экономической политики:

1.  Должны быть выбраны конечные цели экономической политики (обычно это делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния) и далее должны быть определены целевые показатели к достижению которых необходимо стремиться.

2.  Необходимо определить какими политическими инструментами государство располагает.

3.  Необходимо иметь в своем распоряжении модель экономики, связывающую показатели и инструменты их достижения. Это позволит выбрать оптимальный масштаб политических действий.

Вообще существует два основных вида политических инструментов: фискальная и кредитно –денежная политика. Однако, конкретный набор инструментов зависит от специфики данной экономической системы, включая законодательство, регулирующее экономическую жизнь.

Простейшей моделью экономической политики является модель Тинбергена, включающая две цели и два инструмента.

Т1, Т2 –цели; I1, I2 – инструменты.

В простейшем линейном случае возможна следующая запись:

Т11*I1+a2*I2; T2=b1*I1+b2*I2. а и b – коэффициенты.

Отсюда несложно сформулировать количественные значения для оптимальной экономической политики. Если Т*1 и Т*2 –есть конкретные значения цели, которую необходимо достигнуть, то соответствующие величины инструментов будут:

Вывод: в экономике с линейной структурой можно достичь столько целей, сколько имеется линейно независимых инструментов. На практике для достижения желаемых результатов недостаточно только линейной независимости влияния инструментов на цели. Политические инструменты должны быть на столько эффективны и независимы чтобы с помощью разумных изменений их значений достичь поставленных целей.

При проведении экономической политики должна учитываться “эффективная рыночная классификация”, т.е. каждая цель должна быть привязана к тому инструменту экономической политики, который оказывает на нее наиболее сильное влияние. В том случае если количество целей превышает количество инструментов и добиться выполнения всех целей невозможно, возникает проблема выбора между целями. В таком случае необходимо оценить социальные потери, которые несет общество в результате отклонения целевых показателей от их оптимальных значений и минимизировать эти потери.


II.  Выбор различных инструментов экономической политики.

В некоторых случаях у правительства существует возможность выбора инструментов экономической политики, но оно не может использовать их одновременно. В этом случае выбор того или иного инструмента также осуществляется на основе использования принципа минимизации социальных потерь (проблем). При проведении кредитно – денежной политики можно воздействовать на учетную (процентную) ставку либо на предложение денег. Но в реальной действительности невозможно воздействовать на то и другое одновременно. Предположим, что экономика описывается Кейнсианской моделью.

 r

LM

IS

Q