Монополистическая конкуренция и олигополия. Рыночные структуры как основа монопольной власти.Механизм монополистической конкуренции. Олигополия

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция 11.

Монополистическая конкуренция и олигополия.

1.  Рыночные структуры как основа монопольной власти.

2.  Механизм монополистической конкуренции.

3.  .

Вопрос 1.

На практике часто бывает так, что в отрасли конкурируют несколько фирм, каждая из которых обладает некоторой рыночной властью.

Три основных типа рыночных структур, служащих основой для монопольной власти.

А. Монополистическая конкуренция.

Рынок монополистической конкуренции аналогичен рынку совершенной конкуренции: на нем также много фирм и проникновение на рынок не ограничено.

Он отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый вариант товара, отличающийся по качеству оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Размер монопольной власти  зависит от успеха в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм (стиральный порошок, зубная паста, напитки).

.

На олигопольных рынках конкурируют друг с другом только несколько фирм и вступление других фирм на эти рынки затруднено. Товар, производимый этими фирмами, может быть дифференцирован (автомобили) или не дифференцирован (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигопольных отраслях промышленности частично зависят от того, как взаимодействуют фирмы. Если фирмы сотрудничают, а не конкурируют, то они могут назначать цены существенно выше предельных издержек и получать большую прибыль. Для понимания причин того, что в одних олигопольных отраслях фирмы конкурируют, а в других сотрудничают необходимо проанализировать, как олигопольные фирмы принимают решения по объему производства и ценообразованию.

В. Картель.

На картелизированном рынке фирмы (некоторые или все) вступают в откровенный сговор. Они сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать свои совместные прибыли. Картели могут возникать на рынках, которые раньше были конкурентными (ОПЕК).

На первый взгляд картель –чистая монополия. Фирмы в картеле кажутся действующими как части одной монополии.

Картель отличается от монополии двумя важными аспектами:

Во-первых, картели редко контролируют весь рынок, они должны считаться с тем, как их политика повлияет на объем производства некартелизированных предприятий.

Во-вторых, члены картеля не являются частями одной большой компании, и у них может появиться желание «обмануть» своих партнеров, снижая цены и захватывая часть рынка. В итоге картели нестабильны и являются временной рыночной структурой.

Вопрос 2.

Монополистический конкурентный рынок обладает двумя ключевыми характеристиками:

Фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую степень замещения одного другим, но не абсолютно взаимозаменяемы. (Эластичность спроса по цене велика, но не бесконечна).

Проникновение новых фирм на рынок ничем не ограничено: новым фирмам относительно нетрудно войти на рынок со своими марками товаров, а старым - выйти, ели товар перестал пользоваться спросом.

Последнее важно: пример, рынок зубной пасты –монополистическая конкуренция, рынок автомобилей – олигополия, (в последнем велик эффект масштаба).

Равновесие монополистически конкурентной фирмы.

Как и в условиях чистой монополии, при МК фирмы сталкиваются

Похожие материалы

Информация о работе