Расчет передачи и проектирование выходного вала в сборе, страница 2

T1, H

­­­­­T­2, H

u

aw, мм

Z1

Z2

uф

m

X1

X2

XΣ

196

1100

5,6

180

14

78

5,57

3,5

0,3

-0,3

0

y

Δy

d1, мм

d2, мм

da1, мм

da2, мм

bw, мм

df1, мм

df2, мм

dw1, мм

dw2, мм

0

0

54,7825

305,2175

63,883

310,117

57

48,13

294,37

54,7825

305,2175

V, м/с

Ft

FR

FX

σH,МПа

H], МПа

σF1, МПа

σF2, МПа

F1], МПа

F2], МПа

β, град.

2,09

7164

2915

1458

610

790

146

139

310

310

26˚33΄46''

Этап № 2

Расчёт выходного вала передачи. Его конструирование. Проверка вала на статическую и усталостную прочность. Подбор подшипников качения для вала с расчётом их долговечности и надёжности, проверка шпоночных или шлицевых соединений.

1 Ориентировочное определение диаметра выходного вала

где [τкр] = 15…20 МПа – условное допускаемое напряжение на кручение.

Принимаем d2 = 62 мм.

2 Конструирование вала и определение линейных размеров (L, a, x).

Для построения вала рассчитываем длину ступицы вала:

Далее определяем диаметр ступицы:

Dступ. = (1,5…1,7)d2 = 100мм

Толщина обода колеса:

δ0 = (3…4)m ≥ 5…6 мм

δ0 = 3,5 ∙ 4 = 14 мм

Диаметр переходного участка принимаем d2пу = 61 мм.

Диаметр участка под подшипник принимаем меньше чем диаметр переходного участка с условием, что он должен быть кратным 5 или 0.

d2п ≤ d2пу

d2п = 60 мм

Для симметричной  шевронной зубчатой передачи выбираем подшипник качения тип 42212. Ширина подшипника B = 22 мм, наружный диаметр D=110мм, динамическая грузоподъёмность C = 54800 Н, статическая грузоподъёмность С0 = 42800 Н.

Для того чтобы в подшипники не попадал абразив, закрываются крышками внутренний диаметр крышки dx принимается больше чем посадочный диаметр под подшипник на 1,5 – 2 мм для уплотнителя наружный диаметр крышки d = 110 мм высота крышки H = 23 мм фланец крышки зависит от наружного диаметра крышки и имеет диаметр D = 155 [табл.10.7 Жуков].

Длину хвостовика под соединительную муфту принимаем равную х=95мм.

3 Составление общей расчётной схемы вала

Действующими на вал являются усилия в зацеплении FX, Ft, FR и неуравновешенное усилие от муфты FM. Для этого представляем вал как балку с одной подвижной опорой и одной неподвижной и рассматриваем балку в двух координатных плоскостях XOZ и XOY.


Силы Fx в шевронных передачах компенсируют друг друга.

Составляем уравнения моментов относительно опор А и В в плоскости XOZ.

     

          

Составляем уравнения моментов относительно опор А и В в плоскости XOY.

        

           


Строим эпюры моментов, действующих на вал

Суммарный изгибающий момент определяем методом векторного сложения, так как составляющие действуют во взаимно перпендикулярных плоскостях.

По максимальному значению М определяем местоположение опасного сечения.

4 Проверка вала на статическую выносливость

sИ – напряжение изгиба в опасном сечении, Мmax – момент действующий на опасное сечение вала (из эпюры суммарного изгибающего момента), W – осевой момент сопротивления сечения, b* - коэффициент учитывающий                                                                         b* = 1,4…1,8

где d - диаметр опасного сечения.

tкр – напряжение кручения в опасном сечении, Т2 – крутящий момент тихоходного вала, Wр – полярный момент сопротивления сечения.

Напряжение на разрыв

ST –общий коэффициент запаса прочности, sT –предел текучести материала вала (сталь 45) sT =330 МПа [табл. 10.6 Чернин], [ST] –допускаемый коэффициент запаса прочности, [ST] = 2,5…4.

5 Проверка опасного сечения вала на усталостную прочность

Нормальное напряжение для сечения под шестерней

 - среднее напряжение циклов нормальных напряжений.

Касательное напряжение от нулевого цикла для сечения под шестерней[формула 15,5 Иванов]

Расчётный запас сопротивления усталости по изгибу

где s-1 = 0,4×sв = 0,4×600 = 240 МПа – предел выносливости для материала вала при симметричных циклах изгиба, ks = kt =1 [табл. 15.1 Иванов]- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно, es = kd×kF = 0,67×1 = 0,67 [графики 15.5 и 15.6 Иванов] - масштабный фактор для нормальных напряжений.

Расчётный запас сопротивления усталости по кручению

где t-1 = 0,2×sВ = 0,2×600 = 120 МПа - предел выносливости для материала вала,  et = 0,67- масштабный фактор для касательных напряжений, ft - коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла на усталостную прочность, ft = 0,05 [формула 15.6 Иванов].

Общий запас сопротивления по усталости

[S] – допускаемый запас выносливости, [S] = 1,8.

Усталостная прочность в опасном сечении обеспечивается.

6 Расчёт вала на жёсткость

Вертикальный прогиб

Горизонтальный прогиб

Суммарный прогиб

Допускаемый прогиб [Y]»0,01m = 0,01×3,5 = 0,035 мм

Жёсткость вала в опасном сечении обеспечена.

7 Определение ресурсного срока службы подшипников

Эквивалентная нагрузка на подшипник

Для радиальных подшипников с короткими цилиндрическими роликами

где Х – коэффициент радиальной нагрузки, Х = 1, V – коэффициент вращения (кинематический коэффициент), V = 1, R – радиальная нагрузка, Y – коэффициент осевой нагрузки, FA – осевая нагрузка, КБ – коэффициент безопасности (динамичности), КБ = 1,3…1,5, КТ – температурный коэффициент, КТ = 1.

R = 4442 H

P = 1 × 4442 × 1,4 × 1 = 5777,6 Н

где Скат – динамическая грузоподъемность подшипника из атласа деталей машин ГОСТ 8328 – 57, Lh – расчетная долговечность, n2 – частота вращения тихоходного вала.

8 Выбор вида соединения колеса и муфты с валом

Так как Т2 > 700 Н×м значит в качестве соединения выбираем шлицы.   Для соединения колеса с валом выбираем шлицы z = 8, d = 62 мм, D = 68 мм,  dm = 65 мм, h = 2,2 мм, b = 12 мм

Для соединения муфты с валом выбираем шлицы серии z = 8, d = 52 мм,  D = 58 мм, dm = 55, h = 2 мм, b = 10 мм

9 Проверка шлицевых соединений на смятие

Колесо


где [s]см – допускаемое напряжение на смятие, [s]см = 150…170 МПа, кн = 0,7…0,8 – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по зубьям, z = 8– число зубьев, l – рабочая длина зуба вдоль оси вала, l = 54 мм, h = 2,2– рабочая высота контактирующих зубьев в радиальном направлении

Где: [dИЗН]-среднее значение допускаемого напряжения на износ для базового числа циклов; Кn=Ö108/60nLnn = 1,07 ;КЕ = 1 [рис. 9.11 Кудрявцев] – коэффициент режима напряжения; КОС = 1 – коэффициент осевой подвижности (неподвижное соединение); КСМ = 0,7 – коэффициент смазки (улучшенные условия смазки).

Для того, чтобы найти [dИЗН], найдём Yd=dmF/2T и e = М/Fl

;Yd = dmF/2T2 = (66×7763)/(2×103×1100) = 0,2

e = 577/7763×54 = 0

Принимаем [dИЗН] = 140 Мпа

sсм = 2×103×1100/(8×65×0,8×2,2×54) = 44,5 Мпа

Условия выполнены.

Хвостовик


;Yd = dmF/2T2 = (55×7763)/(2×103×1100) = 0,2

e = 4145/7763×82 = 0

Принимаем [dИЗН] = 140 МПа

sсм = 2×103×1100/(8×55×0,8×2,2×82) = 34,6 Мпа

Условия выполнены.

Используемая литература

1   И.М. Чернин, А.В. Кузьмин ''Расчеты деталей машин''.

2   В.В. Длоугий, Т.И. Муха ''Приводы машин''.

3   Н.С. Ачеркан ''Детали машин расчет и конструирование'' ч.I - III.

4  М.Н. Иванов ''Детали машин'' учебное пособие.

5  В.Н. Кудрявцев '' Курсовое проектирование деталей машин''.

6   Анурьев ''Детали машин'' справочник.