Туризм. Почему мы не попали в «Золотое кольцо России»

Страницы работы

Содержание работы

14.09.07 Татьяна Буянова

ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПОПАЛИ В «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»


Главным образом, туризм отождествляют со спортом и здоровым образом жизни. Кроме того, это – развлечение. Но не стоит забывать и о том, что в нашем продажном мире туризм – это еще и бизнес, и очень прибыльный. А что дает бизнес государству? Правильно, налоги! А на какие цели идут налоги (ну хотя бы теоретически)? Правильно, на социальные нужды. Не будем сейчас говорить о том, что к самым нуждающимся слоям населения у нас почему-то относятся чиновники, депутаты и прочие «власть имущие». Но, тем не менее, на деньги, «любезно» предоставляемые бизнесом, строятся новые школы, детские сады, больницы (или должны строиться?), финансируются государственные проекты, социальные программы для малообеспеченных слоев населения. Поэтому налогов никогда не бывает мало. Кроме того, хорошо налаженная туристическая деятельность делает город и область привлекательными не только для иногородней публики, но и для потенциальных инвесторов. А инвестиции тоже никогда не бывают лишними. Динамично развивающаяся сфера туризма создает рабочие места для местного населения, способствует развитию смежных отраслей (в частности торговли, общественного питания, транспорта, связи и др.). Да и вообще призвана значительно улучшить наше благосостояние. Помимо всего прочего, при выбранной топливно-энергетической модели экономики, по пути которой мы сейчас движемся, у страны в целом и нашего региона в частности должен быть так называемый «туз в рукаве». На случай истощения сырьевых запасов (а нефти у нас осталось лет на 40). Так как в обрабатывающей промышленности у нас далеко не все в порядке, и в ближайшие годы мы вряд ли успеем создать здесь что-то достойное, способное заменить всю добывающую промышленность. А туризм напрямую связан с тем национальным богатством, которое у нас есть. Это и заповедные места, и потрясающая по своей красоте природа, и памятники архитектуры, и уникальные музеи. Это особый вид экспорта, если хотите, не требующий вывоза природных и материальных богатств. В сравнении с остальными отраслями промышленности здесь не требуется огромных капиталовложений. Основа заложена. Осталось только поддерживать ее в надлежащем состоянии и грамотно развивать. Если говорить конкретно о Рязани, то возможностей для развития туризма здесь очень много. Да, нас не включили в «Золотое кольцо России», и пока мы не являемся частью национального туристического продукта «Южные рубежи России». Но теоретически мы имеем все шансы для этого. Конечно, мало только достичь этой цели, необходимо также постоянно поддерживать внешний вид города и туристических объектов на должном уровне. В Рязанской области есть все предпосылки для развития культурного, спортивного, лечебно-оздоровительного, паломнического и т. д. туризма. Более трех тысяч памятников истории и культуры, археологии, архитектуры содержится на территории области. У нас много удивительных мест, которыми мы по праву можем гордиться. Взять, к примеру, Константиново – родину великого русского Поэта. Это одно из любимейших мест не только рязанцев, но и гостей из других городов и стран. Сюда приезжают, чтобы окунуться в атмосферу обычной русской деревни, насладится видом великолепной природы, помечтать на лавочке под березкой (может, под этой березой Есенин сочинял свои стихи). Это место, где время останавливается. Тишина, покой, умиротворенность, такое желанное ощущение свободы – что еще нужно уставшему от городской суеты человеку? Еще один из наиболее посещаемых уголков нашей области – это Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (Кремль). Объект поистине уникальный, самый старейший музей региона. Здесь хранятся богатые коллекции, напоминающие о Рязани прошлых веков. Величественный Успенский собор, соборная колокольня и необыкновенно симпатичные постройки XVII века никого не оставят равнодушными. В 1995 году музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Первозданная природа Мещеры уже давно привлекает к себе любителей активного отдыха. Подышать свежим воздухом, понежится на мягкой траве или поиграть на пушистом снегу, почувствовать силу и гармонию природы. Здесь можно забыть о своих проблемах и наслаждаться каждым мгновением жизни. В Рязанской области очень много мест, которые могут быть привлекательны и интересны для избалованных туристов, готовых потратить свои деньги в поисках чего-то нового, необычного, запоминающегося. Это и уникальные музеи с бесценными экспонатами, древнейшие соборы и храмы, поражающие своей красотой и изяществом, сказочная природа. Например, излюбленная рязанцами Солотча - каждый раз в ней открываешь что-то новое для себя. Описать все попросту нереально на страницах газеты. Но не стоит летать в облаках и думать, как все идеально и замечательно. Что достаточно открыть туристическую фирму, купить автобус и развозить (или разводить?) за большие деньги желающих пополнить свои альбомы новыми фотографиями. На самом деле ситуация далека от совершенства. Проблем в сфере туризма, как впрочем, и в других сферах, много. Пожалуй, главная проблема – это внешний вид исторических и природных объектов и окружающей их среды. Тут все банально и просто до неприличия. Разбросанный мусор под ногами не добавляет красоты даже самым чудесным местам. На той же самой площади Соборной на всей центральной аллее стоит всего пять переполненных урн, какие-то одинокие полусломанные лавочки, подходить к которым даже страшно (чем на них только занимаются?). По этим лавочкам и по земле, в радиусе 30 см вокруг них, можно изучать каждодневное меню рязанской молодежи. И это в древнейшем историческом памятнике нашего города! Та же самая ситуация в славном селе Константиново. Особенно меня поразили две лестницы, ведущие к реке. Одна новая, железная, удобная, со скамеечками для отдыха (видимо, для иностранцев и приезжих гостей). Другая старенькая, полусгнившая, с покосившимися ступеньками, вся заросшая крапивой (для русских экстремалов). Всегда у нас в стране какое-то деление на своих и на чужих, то бишь гостей. Об «убранстве» пляжей Солотчи я вообще молчу. Сразу видно, что здесь ступала не только нога человека, но и все остальные части тела. Это уже не место культурного отдыха, а ширпотреб какой-то. Поразила фраза из статьи на сайте Управления туризма Рязанской области: «…Туристов привлекают красота и экологическая чистота природы…». Господа составители сайта, давно ли вы были на Лысой горе в той же самой пресловутой Солотче? Поездка куда-либо должна оставлять приятное впечатление и желание вернуться туда еще раз. А на некоторые наши музеи без слез не взглянешь, не то что захочешь сфотографировать. Это и залатанные крыши, облупленные стены, загадочно-скрипучий пол, готовый в любую минуту опустить вас на неизведанные глубины. Волей-неволей все эти «прелести» музейной жизни начинают привлекать внимание больше, чем выставленные экспонаты. Государство, как всегда, не спешит решать эти трудности. Даже единственному в России музею истории ВДВ за все его существование (а это 35 лет) было выделено лишь 155 тысяч рублей на изготовление мемориальной экспозиции. Со спортивным туризмом тоже все не так просто. Казалось бы, взяли рюкзаки, палатки, дровишки и отправились в поход по труднопроходимым местам. Но это слишком примитивно. Народ жаждет острых ощущений. А для создания острых ощущений необходим качественный, работающий, желательно не слишком старый спортивный инвентарь. А приедет человек поплавать на байдарке, посмотрит на её ветхое состояние, оценит время латания дыр и количество отпущенного времени на отдых – и захочется ему плюнуть на все и провести выходные на диване с любимым кроссвордом. Далеки еще наши турбазы от уровня европейского обслуживания. О нехватке гостиниц можно даже и не говорить. Уже который год пытаются построить гостиницу в Константинове (куда, кстати, ходит только два автобуса, и если на вечерний рейс ты опоздаешь, то ночевать, скорее всего, придется в поле) и все никак не соберутся. И даже ничего, что хоть отдаленно напоминало бы о приближающемся начале работ, я там не заметила своим невооруженным глазом. Гостиницы, конечно, есть, но хороших и комфортабельных среди них мало. Несоответствие цены и качества мы можем наблюдать в разных отраслях нашей экономики, но в сфере туризма это особо заметно. Вряд ли найдутся желающие ловить клопов по ночам и слушать шум капающей воды из-под крана. Большинство таких домиков («отелей») подойдут, скорее, для веселой студенческой компании, которой все равно в каких условиях пить, нежели для серьезной, интеллигентной публики, готовых распрощаться со своими кровными ради удовольствия слиться с природой. Да и обслуживающий персонал явно мало заботится о повышении квалификации. В последний раз, когда мы с однокурсниками снимали домик в Солотче, больше похожий на избушку лесника, нам раза два или три потом пришлось откупаться от нервных охранников, чтобы выехать за пределы зоны отдыха. Причем весь предшествующий вечер от нас настоятельно требовали соблюдать полную тишину, на улицу не выходить, говорить шепотом, и вообще стараться не проявлять признаков жизни. К сожалению, у нас еще не научились встречать посетителей с улыбкой. И ощущение такое, что тебе просто сделали одолжение, пустив переночевать в их скромное жилище (правда, за твои же деньги). Дороги и транспорт – это еще одна беда, о которой говорили и писали столько, что нет смысла повторяться. Далеко не всем приятно трястись по колдобинам, чтобы посетить какой-нибудь музейчик в полуподвальном помещении. Все-таки неприятные эмоции острее врезаются в память, нежели приятные. Даже одна какая-нибудь мелочь при всем внешнем блеске может существенно подпортить настроение. Еще один момент хотелось бы затронуть. О нем мало говорят, но в агрессивной конкурентной среде бизнеса он играет не последнюю роль. Много ли кто из вас слышал о музее деревянного зодчества в Клепиковском районе? Или о музее русской песни в городе Сасово? Или о сказочном музее пощуповской игрушки (от одного названия мне уже захотелось узнать расписание автобусов в Пощупово)? Я, например, первый раз. И большинство моих знакомых – тоже. Некоторые даже до сих пор не знают, где у нас Художественный музей находится. Или, например, знаете ли вы, что в Сапожковском районе близ села Михей находится источник минеральной воды и месторождение лечебных грязей, превосходящих по лечебному потенциалу российские и зарубежные аналоги? Все-таки реклама – двигатель торговли, что бы там ни говорили злые языки. Конечно, прежде чем что-то двигать, надо это что-то привести в надлежащее состояние, чтобы потом уважаемым господам туристам не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги. Ни разу ни по телевизору, ни по радио, ни в газетах я не наткнулась на что-то такое, что заставило бы меня бросить все, схватить фотоаппарат и умчаться поглазеть на восьмое чудо света. Сейчас вот областное управление туризма проводит конкурс-опрос «7 чудес Рязанской области». Ну, проведет оно, ну, опросит, составит список, даже, скорее всего, разработают туристический маршрут по этим чудесам. Только кто будет об этом знать? Если бы они еще смогли привлечь внимание общественности к этому маршруту, чтобы глаза у людей загорелись. А то получается, что музеев у нас много, интересных и необычных, а знают о них лишь посвященные. Неужели наше замечательное правительство думает, что народ сам займется своим культурным воспитанием, просвещением. Народ тоже не дурак. Зачем пиликать куда-то за тридевять земель (еще неизвестно уедешь ты оттуда, или нет), когда лучше купить пиво, шашлычок и засесть где-нибудь на Солотчинском пляже по соседству с такими же искателями впечатлений. К сожалению, в этом направлении делаются пока малозаметные шаги. Да и вообще распределение средств, выделяемых из областного бюджета, выглядит весьма сомнительно. Чего там только нет: и участия в многочисленных выставках, и разработка планов туристической деятельности, и проведение массовых туристических мероприятий, и проведение исследований... В общем, как всегда, все очень строго и очень умно написано. Единственное, пункта с названием, хоть как-то намекающим на уборку территории, ремонт и реконструкцию и т. п., я что-то не встретила. Вообще забавно получается, 20% выделяемых средств (а это 859 тысяч рубликов как никак) выделяется на «изготовление рекламной продукции, рекламу в средствах массовой информации». Специально, не поленилась, просмотрела все газеты в доме, кроме ярких объявлений о незабываемом отдыхе на русских пляжах в Турции или Египте ничего сугубо рязанского не нашла. Никаких сообщений о готовящейся экскурсии в музей пчеловодства или музей автомобильной техники, или о туристическом маршруте по озерам Мещеры я не увидела. Уверена, по телевизору информации будет не больше. На проведение различных конкурсов на лучшее предприятие в сфере туристской индустрии, лучшего муниципального образования в сфере туризма и прочее, и прочее… обещают «угрохать» в 2007 году 205 тыс. рублей. Вот уж не думала что банальные опросы в интернете, анализ деятельности этих самых предприятий будет стоить так дорого. Да и кому, собственно, интересно и важно какая база отдыха была признана лучшей по итогам работы за текущий год? Конечно, нам хочется пользоваться услугами «самых-самых» объектов. Но, если учитывать, что главное преимущество от итогов подобных конкурсов получают победители (а именно: привлечение новых клиентов и, как следствие, увеличение прибыли). И не будем также забывать, что все тендеры на лучший бизнес-проект с участием государства обычно проводятся не по принципу «как выбрать самый выгодный, перспективный, прибыльный и т. д. проект», а по принципу «как бы не обделить своих (родственников, друзей, партнеров по бизнесу или просто знакомых с тугими кошельками) при подведении итогов». Так что подобные конкурсы отнюдь не дают гарантии, что фирма (санаторий, гостиница, турбаза) – победитель действительно окажется лучшей. Так на кой черт нам тратить столько денег на то, что не принесет пользы простому русскому туристу? То есть, как обычно, большая часть денег (около миллиона) уходит в офисы к умным и серьезным тетенькам и дяденькам в очках, которые упорно разрабатывают программы развития туризма, оценивают эффективность проектов, проводят исследования, анализ статистических данных и прочей занимательной и, бесспорно, нужной ерундистики. Пока мы только на бумаге создаем уникальный город туризма с комфортабельными мотелями, отремонтированными музеями, с чистенькими скамеечками, с наличием урн во всех местах скопления людей. Так, поехали дальше… А вот и нашла, что искала. Хоть один существенный пункт во всем многообразии этих экономических терминов. Читаем: «Развитие МАТЕРИАЛЬНОЙ базы туризма, подготовка и продвижение инвестиционных проектов», перемещаем свой взгляд немного вправо… 65 000 рублей???? Какая-то ну о-о-о-очень смешная сумма. Проверяла несколько раз с затаенной надеждой (наивная!) – неужели тысяч? Может, все-таки миллионов? Ну что, что можно сделать на 65 тысяч для полусотни музеев Рязанской области? Купить 4 пластиковых окна и устроить аукцион? Я просто в восторге от экономико-математических знаний наших политиков. Даже как-то грустно стало на душе и не хочется писать окончание статьи. Все-таки хорошо, что мы пока не попали в «Золотое кольцо России». Да, нам есть, чем гордиться. Но лучше то, чем мы гордимся, пока спрятать от людских глаз и попытаться привести это в состояние, равноценное культурной и исторической стоимости таких бесценных объектов.

Похожие материалы

Информация о работе