Особенности эмоционального развития при умственной отсталости. Эмоциональное развитие умственно отсталого ребенка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

давать такие грубые нарушения в эмоциональной сфере, что они рассматриваются как патологические расстройства, требующие медицинского вмешательства.

Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Г.М.Дульнев, М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейн и другие специалисты отмечают, что своеобразие взаимодействия интеллекта и аффекта при умственной отсталости проявляется в снижении интеллектуальной регуляции эмоций. Эта особенность заметно отражается на всех параметрах эмоционального развития детей.

В своих переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, умственно отсталые школьники затрудняются в отделении главного от второстепенного. Поэтому они могут давать бурные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные события.

Для таких детей актуальны лишь непосредственные переживания. Они не могут оценить возможные последствия тех или иных событий, не корригируют своих чувств сообразно ситуации. Сиюминутные влечения нередко воплощаются в поведении безо всякого контроля. Школьник делает, не думая, является ли данное действие уместным и целесообразным.

Нарушение адекватности эмоциональных реакций при умственной отсталости заметно уже в раннем возрасте. Так, по данным О.П.Гаврилушкиной и Н.Д.Соколовой, среди малышей с олигофренией нередко наблюдается равнодушие к матери, которую дети даже не всегда узнают, отсутствие реакции на улыбку и ласковое обращение.

В начальных классах неадекватность эмоциональных реакций учащихся со сниженным интеллектом наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях со сверстниками, а также в отношении к себе и собственным успехам в учебной деятельности.

В исследованиях О.К.Агавеляна, Л.С.Выготского, А.И.Гаурилюса и других показано, что взаимоотношения умственно отсталых младших школьников не базируются на достаточно осознанных знаниях о личностных качествах партнеров по общению и поэтому нередко копируют оценки старших. Проблемные ситуации, связанные с межличностным общением, часто решаются наименее подходящими, деструктивными способами. Снижена критичность в оценках, и если поведение сверстника заметно меняется в худшую сторону, отношение к нему остается прежним. А если к тому же этот сверстник занимает в коллективе лидерскую позицию, его неправильное поведение даже может стать образцом для подражания.

Отношение умственно отсталых школьников к себе, или самооценка, редко бывают адекватным не только в младших, но и в старших классах. По мнению Л.С.Выготоского и Л.В.Занкова, для большинства таких учащихся характерна завышенная самооценка, которую следует рассматривать как псевдокомпенсаторное образование, возникающее в ответ на низкую оценку окружающих.

Нарушение адекватности эмоциональных реакций при умственной отсталости связывают с особенностями нейродинамики. Возбудимые дети отличаются эмоциональной лабильностью, они легко переключаются и довольно поверхностно реагируют на объективно тяжелые обстоятельства. Тормозным учащимся свойственно зацикливаться на своих переживаниях, придавать эмоциональное значение самым ничтожным пустякам

Похожие материалы

Информация о работе