Психодинамический подход к развитию. Эмоциональные расстройства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

мотивационные факторы) имеют явно большее значение, чем измеряемый интеллект [Zigler, 1975, 381]. Следовательно, проблемы социализации скорее являются проблемами личностными, а не обусловленными более низкой когнитивной способностью. Это, в частности, следует из того факта, что эмоциональные расстройства встречаются у умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормальных детей. Процентное соотношение составляет, как сообщают Робинсон и Робинсон [Robinson, Robinson, 1976], от 100% до 25%. При исследовании на острове Айл-оф-Уайт (остров в Ла-Манше) у 3,04% (по свидетельству родителей) или у 41,8 % (по свидетельству учителей) детей с отставанием в умственном развитии обнаруживались психические расстройства [Rutter, Tizard, Whitmore, 1970].

В конечном счете невозможно разделить социальные и когнитивные детерминанты. Однако нет сомнения в том, что как раз в педагогическом аспекте выяснение эмоционального и мотиваци-онного факторов и их социального влияния имеют по крайней мере такую же важность, как выявление когнитивных функций. Это означает, что умственно отсталого человека изначально следует рассматривать как целостную личность [Hutt, Gibby, 1976; Zigler, 1975], а не как поддающуюся делению сумму разных функций и что, например, при всяком тестировании отдельной функции надо учитывать всю личность. Отдельные свидетельства лишь тогда психолого-педагогически релевантны, когда в их анализе рассматривается вся личность в целом. Поэтому интеллектуальное отставание не может относиться ко всей личности. В противном случае устраняется та ее часть, которая вырабатывает ценнейшие человеческие качества. Впрочем, приходится считаться с бесконечным многообразием разных личностей: «Личности умственно отсталого» как таковой нет. Даже у хромосомно единого типа детей с синдромом Дауна нет психологического единства, а имеется почти такое же многообразие вариантов, что и среди их нормальных ровесников [см.: Rauh, Berry, 1989/90].

4.1. Психодинамический подход к развитию

Развитие личности умственно отсталого ребенка в принципе зависит от тех же биосоциальных факторов, что и всякое человеческое развитие. Согласно Г.Оллпорту [Allport, 1961], личность является «динамической организацией тех психофизических систем индивидуума, которые определяют его характерное поведение и мышление» [цит. по: Hutt, Gibby, 1976, 129]. Решающими оказываются все психофизические процессы созревания во взаимодействии с психофизическими влияниями извне. Ранняя фаза первого года жизни при этом имеет особое значение.

Хатт и Гибби, основываясь вслед за 3. Фрейдом на психодинамической теории развития, указывают на чрезвычайные сложности и проблемы, которые переживает умственно отсталый ребенок и к которым он, по причине своих нарушений, может быть гораздо меньше готов, чем обычный ребенок. Особенно ощутимо нарушение связи между матерью и ребенком. Умственно отсталые дети нуждаются по меньшей мере в таком же теплом обращении, что и другие дети, и в большем времени и помощи для того, чтобы приспособиться

Похожие материалы

Информация о работе