Изучение теоретических основ тифлопсихологии, роли зрения в познании окружающего мира, специфики психического развития детей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Комсомольский -на-Амуре государственный

педагогический университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра коррекционной педагогики и психологии

Согласованно                                                                     Утверждено

На заседании кафедры                                                        На Совете института коррекционной педагогики и                                             Протокол № ___________        психологии                                                                           От «___» ________ 200  г. 

Протокол № ___________                                                 Председатель Совета

От «___» ________ 200  г.                                            

Зав.кафедрой                                                                 

Рабочая программа  дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Специальность– Специальная психология с дополнительной специальностью «Практическая психология. Психологическое консультирование».

Комсомольск-на–Амуре

2006

1.  цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: изучение теоретических основ тифлопсихологии, роли зрения в познании окружающего мира, специфики психического развития детей с нарушениями зрения.

Задачи дисциплины:

-  Формирование у студентов знаний о роли зрения в познании окружающего мира.

-  Знакомство и изучение классификации нарушений зрительной функции.

-  Ознакомление с причинами нарушений зрения.

-  Знакомство со спецификой психического развития и вторичными отклонениями при повреждениях органов зрения.

-  Знакомство со своеобразием развития познавательных процессов, эмоциональной сферы у людей, имеющих нарушения зрения, особенностями их ориентировки в пространстве.

-  Формирование представления об особенностях осязания, памяти, мышления лиц с нарушениями зрения.

-  Знакомство с кругом социально – психологических проблем лиц с нарушениями зрения.

2.  требования к уровню освоения содержания

дисциплины

В результате изучения дисциплины «Психология лиц с нарушением зрения» студенты должны:

-  Иметь представление о теоретических основах тифлопсихологии.

-  Знать классификацию нарушений зрения у человека и причины этих нарушений.

-  Уметь диагностировать слепых и слабовидящих детей.

-  Иметь представления о вторичных отклонениях, возникающих на основе повреждения органов зрения.

-  Иметь представление о своеобразии развития познавательных процессов и личностных черт у людей, имеющих нарушения зрительной функции.

-  Знать качественные различия развития общения, игровой, учебной и трудовой деятельности детей, имеющих нарушения зрения.

-  Уметь составлять программу коррекции недостатков психического развития детей с нарушениями зрения.

3.  Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

всего часов

семестр

1

2

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

Лекции

50

Практические работы

17

Лабораторные работы

17

Другие виды аудиторных занятий

-

Самостоятельная работа

72

Курсовой проект

Реферат

10

Другие виды самостоятельной работы

62

Вид итогового контроля

зачет

зачет

4.  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:

Тематика занятий

Лекции

СЗ

ЛР

 

1

Теоретические основы тифлопсихологии.

4

2

 

2

Классификация нарушений зрительной функции.

6

2

 

3

Причины нарушений зрения.

4

2

 

4

Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

6

2

2

 

5

Особенности развития познавательных процессов у слепых и слабовидящих детей.

10

2

4

 

6

Личностные особенности слепых и слабовидящих детей.

8

2

4

 

7

Особенности формирования различных видов деятельности у детей с нарушениями зрения.

6

2

4

 

8

Социально – психологические проблемы лиц с нарушением зрения.

6

3

3

 

Всего:

50

17

4.2. Содержание разделов дисциплины:

Тема 1. Теоретические основы тифлопсихологии. Предмет и задачи тифлопсихологии. Изучение психики детей с нарушениями зрения. Проблемы тифлопсихологии. Концепция психического развития в условиях сенсорной недостаточности.

Тема 2 . Классификация нарушений зрительной функции. Особенности зрительного восприятия. Структура и функции зрительного анализатора. Классификация нарушений зрения.

Тема 3. Причины нарушения зрения.

Нарушения деятельности зрительного анализатора: врожденные и приобретенные нарушения. Степень нарушения функции зрительного анализатора.

Тема 4. Особенности психического развития детей с нарушенным зрением. Влияние дефектов зрения на формирование психики ребенка. Закономерности психического развития ребенка с нарушенным зрением.

Тема 5. Особенности развития познавательных процессов у слепых и слабовидящих детей. Особенности внимания. Влияние нарушений зрения на сенсорную организацию человека, его познавательную деятельность. Развитие и особенности памяти, мышления и речи детей с нарушениями зрения.

Тема 6 . Личностные особенности слепых и слабовидящих детей. Влияние органического дефекта на формирование и развитие личности слепых и слабовидящих детей. Изменения в динамике потребностей, интересов, ценностей. Отсутствие или нарушение внешних проявлений внутренних состояний.

Тема 7 . Особенности формирования различных видов деятельности у детей с нарушением зрения. Своеобразие развития предметной и учебной деятельности детей с нарушенным зрением. Специфика развития общения у слепых и слабовидящих детей. Система дифференцированного обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.

Тема 8 . Социально – психологические проблемы лиц с нарушением зрения. Бытовые проблемы лиц с нарушением зрения и пути их преодоления. Возможности трудовой деятельности и трудоспособность. Социальная реабилитация лиц с нарушением зрения.

5.  ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема лабораторной работы

1.  

Методы исследования психики детей, применяемые в                                     тифлопсихологии.

2.  

Методы исследования зрения у детей с нарушениями  зрения.

3.  

Особенности исследования ощущений и восприятия у детей с нарушениями зрения.

4.  

Особенности исследования внимания у детей с  нарушениями зрения

Похожие материалы

Информация о работе