Ознакомление студентов с психосоматикой, как направления в медицине и психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Также целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений о практических аспектах психосоматики, о специфике проведения диагностического обследования.

В связи с этим основными задачами дисциплины “Основы психосоматики ” являются:

- изучить цели и задачи психосоматики;

- познакомиться с психосоматическими теориями и моделями;

- познакомиться с принципами организации диагностического обследования в психосоматике;

- ознакомиться с психологическими тестами, применяемыми в психосоматической практике;

- ознакомиться с применением психотерапии при психосоматических заболеваниях;

- ознакомиться с основами частной психосоматики.

Указанная тематика находит отражение в лабораторных занятиях, самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов реализуется в форме докладов, научных исследований по проблеме.

За время изучения дисциплины студенты должны приобрести теоретические и практические знания по основным разделам психосоматики, научиться критически, оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в организации психологической помощи лицам, имеющим нарушения в развитии.

1.2.   Краткая характеристика дисциплины, ее место  в учебном процессе.

Государственный стандарт образования по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» предусматривает учебный курс «Основы психосоматики». Ему отводится значительная роль в подготовке к практическому решению задач психологической помощи проблемным детям.

Учебный курс предусматривает ознакомление будущих специалистов с основными психосоматическими теориями и моделями психосоматики, с особенностями проведения диагностической беседы, использованием психологических тестов в психосоматике, применением психотерапии при психосоматических заболеваниях, спецификой решения диагностических, коррекционных, психопрофилактических, консультативных, психолого-педагогических, просветительских задач.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам для специальности  «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану

Аудиторные занятия

Лекции

Семинары

17

Практические

Лабораторные занятия

Контрольные работы

Курсовая работа (проект)

Вид итогового контроля

зачет

  1. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Введение в психосоматику. Понятие психосоматики. Цели психосоматики. Задачи психосоматики. История становления психосоматики как отрасли научного знания. Характерология и типологии личности. Психоаналитические концепции. Интегративные модели. Теория функциональной ассиметрии мозга. Психофизиологически ориентированные модели психосоматических расстройств. Стратегии поведения при стрессе.

Раздел 2. Предпосылки психосоматических расстройств. Психологические предпосылки. Эмоции отрицательные и положительные, их влияние на здоровье человека. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния и болезнь. Влияние поведения и отношения больного к своей болезни на ее развитие. Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение, и течение психосоматической патологии. Психические предпосылки. Понятие психосоматики в современной медицине. Варианты психосоматических заболеваний. Психосоматический подход к диагностике соматических заболеваний. Влияние психического состояния на соматическое. Гипотезы возникновения психосоматических заболеваний. Виды психосоматических расстройств. Факторы, способствующие развитию психосоматической патологии у различных возрастных групп.

Раздел 3.  Диагностика в психосоматике. Диагностическая беседа. Психологические тесты в психосоматике. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина. Личностный опросник Айзенка, Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни. Методикак незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных. Опросник Шмишека. Опросник уровень субъективного контроля Роттера. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Тест Кеттела. Клинический опросник для выявления невротических состояний. Тест Роршаха. Сонди-тест. ТАТ-тематический тест апперцепции. Рисуночные тесты. 

Раздел 4. Психотерапия при психосоматических заболеваниях. Внутренняя картина болезни. Нозогении. Суггестивная психотерапия. Психосинтез. Терапия, фокусированная на решении. Позитивная психотерапия. Гештальт-терапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Символдрамма. Транзактный анализ. Арт-терапия.  Психодрамма. Креативеая визуализация. Танцевально-двигательная терапия. Телесно-ориентированная терапия. Семейная психотерапия. Нейро-лингвистическое программирование.

Раздел 5. Частная психосоматика. Болезни органов дыхания. Сердечно-сосудистые заболевания. Психосоматика пищевого поведения. Желудочно-кишечные заболевания. Болезни эндокринной системы. Кожные заболевания. Болезни опорно-двигательного аппарата. Психовегетативные синдромы. Онкологические заболевания. Психосоматические аспекты депрессии. Инфекционные заболевания. Головная боль.

  1. Практические (семинарские) занятия.

п/п

Раздел лекционного курса, тема, содержание практического (семинарского) занятия

Объем часов

Контроль за усвоением программы курса

1.

Раздел 1. Введение в психосоматику.

1.1.

1.  Понятие психосоматики.

2.  Цели психосоматики. Задачи психосоматики.

3.  История становления психосоматики как отрасли научного знания.

4.  Характерология и типологии личности. Психоаналитические концепции.

5.  Интегративные модели.

6.  Теория  функциональной ассиметрии мозга.

7.  Психофизиологически ориентированные модели психосоматических расстройств.

8.  Стратегии поведения при стрессе.

2

составление конспектов

2.

Раздел 2.  Предпосылки психосоматических расстройств.

2.1.

1.  Психологические предпосылки.

2.  Эмоции отрицательные и положительные, их влияние на здоровье человека.

3.  Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния и болезнь.

4.  Влияние поведения и отношения больного к своей болезни на ее развитие.

5.  Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение, и течение психосоматической патологии.

6.  Психические предпосылки. Понятие психосоматики в современной медицине.

7.  Варианты психосоматических заболеваний.

8.  Психосоматический подход к диагностике соматических заболеваний.

9.  Влияние психического состояния на соматическое. Гипотезы возникновения психосоматических заболеваний.

10.  Виды психосоматических расстройств.

11.  Факторы, способствующие развитию психосоматической патологии у различных возрастных групп.

3

конспект

3.

Раздел 3.  Диагностика в психосоматике.

3.1.

1.  Диагностическая беседа.

2.  Психологические тесты в психосоматике. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН).

3.  Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина.

4.  Личностный опросник Айзенка.

5.  Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.

6.  Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных.

7.  Опросник Шмишека.

8.  Опросник уровень субъективного контроля Роттера.

9.  Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.

10.  Методика измерения уровня тревожности Тейлора.

11.  Тест Кеттела.

12.  Клинический опросник для выявления невротических состояний.

13.  Тест Роршаха.

14.  Сонди-тест.

15.  ТАТ-тематический тест апперцепции.

16.  Рисуночные тесты. 

4

конспект

4.

Раздел 4. Психотерапия при психосоматических заболеваниях.

4.1.

1.  Внутренняя картина болезни.

2.  Нозогении.

3.  Суггестивная психотерапия. Техники.

4.  Психосинтез. Техники.

5.  Терапия, фокусированная на решении. Техники.

6.  Позитивная психотерапия. Техники.

7.  Гештальт-терапия. Техники.

8.  Когнитивно-поведенческая психотерапия. Техники.

9.  Символдрамма. Техники.

10.  Транзактный анализ. Техники.

11.  Арт-терапия. Техники.

12.  Психодрамма. Техники.

13.  Креативеая визуализация. Техники.

14.  Танцевально-двигательная терапия. Техники.

15.  Телесно-ориентированная терапия.

16.  Техники. Семейная психотерапия. Техники.

17.  Нейро-лингвистическое программирование.

Техники.

4

конспект

5.

Раздел 5. Частная психосоматика.

5.1.

1.  Болезни органов дыхания.

2.  Сердечно-сосудистые заболевания.

3.  Психосоматика пищевого поведения.

4.  Желудочно-кишечные заболевания.

5.  Болезни эндокринной системы.

6.  Кожные заболевания.

7.  Болезни опорно-двигательного аппарата.

8.  Психовегетативные синдромы.

9.  Онкологические заболевания.

10.  Психосоматические аспекты депрессии.

11.  Инфекционные заболевания.

12.  Головная боль.

4

конспект

Всего часов:

17

5.Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

6. Самостоятельная работа студентов.

Примерная тематика рефератов:

  1. Причины психосоматических заболеваний.
  2. Использование проективных тестов в психосоматике.
  3. Применение психотерапии при психосоматических заболеваниях.
  4. Проблемы частной психосоматики.

Провести обследование испытуемого с помощью следующих методик:

Похожие материалы

Информация о работе