Консультация для воспитателей «Почему ребёнок не слушается?»

Страницы работы

Содержание работы

Консультация для воспитателей

 «Почему ребёнок не слушается?»

Гельмут Фигдор, один из ведущих психологов Австрии, говорил: «писать о трудных детях для меня означает писать о детях». Поскольку детская надоедливость это тема для взрослых, думаю и говорить  в этом случае следует о взрослых. Ведь это именно они воспринимают детей как непослушных. И так предлагаю вашему вниманию несколько тем для рассуждения.

1. Дети обязаны быть надоедливыми.

Педагогику, пытающуюся заставить детей делать всё, что мы от них хотим, - при этом с радостью,- можно сравнить с попытками, например, сделать из мальчика девочку. Детям всегда хочется того, чего мы не хотим.

2. Докучливые дети вызывают тревогу у педагогов.

Дело в том, что взрослые, воспринимая ребёнка как надоедливого, постепенно теряют радость общения с ним. Несмотря на всю любовь, взрослые утрачивают способность её проявлять. Чем послушнее дети, тем легче их любить. Это делема современной педагогики: чем гуманнее и терпимее мы относимся к детям, чем больше места оставляем их потребностям, тем большему давлению подвергаемся сами, за что расплачиваться приходиться и тем и другим.

3. Для того чтобы уйти от этого был изобретён миф, который называется трудновоспитуемые дети.

Если мы так говорим, то мы имеем в  виду, что его поведение мешает нам. В то же время нельзя закрывать глаза на тот факт, что один и тот же ребёнок у одного педагога мешает, а у другого нет. Одни педагоги прекрасно обращаются с застенчивыми детьми, другие наоборот.

4. Педагогика порой позволяет удовлетворить свои собственные агрессивные потребности. Это не критика, а факт. Каждым нашим действием мы удовлетворяем свои потребности.

5. Воспитание – это прежде всего отношение между людьми, разыгрывающиеся на поле, переполненном конфликтами. Речь идёт о потребностях детей и воспитателей. Потребности воспитателей вполне могут носить педагогический характер. Воспитание – это прежде всего компромисс, причём независимо от того, осознаётся это или нет.

6. Детские потребности и потребности развития ребёнка – это не одно и тоже. Например, потребности четырёхлетнего малыша подольше поспать, сходить с мамой в магазин и купить всё, что захочется, сходить в цирк, парк и т.д.. Это всё потребности ребёнка. Но потребности его развития это, прежде всего потребность в любви, защищённости, уважении, ощущении собственной ценности.

7. Проникнуться ребёнком – способность почувствовать потребности его развития. Это означает, что педагог должен идентифицировать себя с ребёнком. Но чаще педагоги ставят перед собой конкретные цели, когда же приходится сталкиваться с потребностями ребёнка, первое, что мы делаем, это стараемся переделать ребёнка, чтобы в результате получить возможность реализовать свои цели. Компромисс заключается в следующем. Говоря ребёнку: « Я хочу, чтобы ты прекратил шуметь», взрослый не только преследует свою цель, но и сохраняет в себе способность понять, что в настоящий момент он не желает быть спокойным. Вот почему он не злится на него, а наоборот, испытывает потребность восстановить отношения т.к. ребёнок имеет право на своего рода «возмещение ущерба»

Справка

Мы говорим, что стало больше гиперактивных детей. Но нужно быть осторожными в своих высказывания, т.к. это заболевание. Причины заболевания не психические, а физические. Это врождённое нарушение мозгового нарушения веществ. Из-за недостатка допамина в головном мозге отсутствует своего рода «Фильтрующее устройство»; ребёнок не в состоянии в достаточной степени перерабатывать информацию, он пытается на все раздражители реагировать одновременно, отчего в головном происходит хаос, конечно от этого страдают окружающие, но их страдания ничто, по сравнению со страданиями детей. В настоящее время разработаны надёжные способы определения диагноза для этого синдрома. Лечение проводится в условиях госпитализации, при помощи специальной игротерапии, во время которой дети учатся владеть своими чувствами.

Несколько приёмов, которые помогут

Вам завоевать авторитет,  наладить контакт

 с детьми и дисциплину в группе:

- Начните с себя, определитесь, чего Вы хотите от себя а потом от детей.

- Относитесь доброжелательно к каждому ребёнку, кокой бы он ни был.

-  Не скупитесь на похвалу, поощряйте его.

- Искренне интересуйтесь делами детей, спрашивайте, что они делали дома, куда ходили, что видели, как его здоровье,  кому помогал дома, как отпраздновал праздник, что принесли в детский сад и т.д.

- Найдите лидеров и изгоев среди детей и   наладьте контакт с ними, через них Вам быстрее откроется и вся группа.

- Привлекайте детей к помощи Вам, ведь каждый человек хочет приносить помощь и ощущать свою значимость.

- Пользуйтесь средствами выразительности (высота и тембр голоса, паузы, взгляд, поднятая рука вверх)

- Будьте интересны детям настолько, насколько Вы хотите быть интересными взрослым.

- Умейте заинтересовать, играйте с детьми, рассказывайте им что-то новое, имейте в своём запасе несколько любимых игр, которые вы разучили с детьми и в которые играете только Вы.

- Говорите только один раз. Перед тем, как хотите что-то сказать, обратите на себя внимание «Дети, послушайте меня; Дети, внимание, подойдите ко мне, покажите все свои глаза,  я вам скажу важную информацию, звон колокольчика. Если Вы постоянно будете это говорить, дети научатся смотреть и слушать Вас с первого раза.

- Если ребёнок Вас не слышит, или не хочет слышать, поговорите с ним отдельно ещё раз, скажите, что такое поведение неприемлемо, и если он сделает так ещё раз, он будет наказан. Но иногда наказание – это единственный способ для ребёнка обратить на себя внимание, пообщаться со взрослым.

- Не оставляйте без внимания ни одну провинность, ребёнок видя, что ему это сошло с рук, сделает так ещё раз.

- Добивайтесь выполнения Вашего указания, просьбы с первого раза и тогда это войдёт в норму жизни, и дети примут Ваши требования и будут их выполнять.

- Никогда не опускайте руки, работайте над собой и тогда всё получится.

Удачи Вам в воспитании Ваших  детей!

Используемая литература

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2003 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2003 г.

Похожие материалы

Информация о работе