Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 4.

Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней.

1.  Текстообразующие возможности малых текстовых единиц.

2.  Тектообразующие возможности лексических единиц.

3.  Текстообразующие возможности предложения/высказывания.

4.  Текстообразующие возможности блока высказываний.

1. Рассматривая звукопись. Вы говорили о звуковых повторах: ассонанс (повторение гласных: И в суму его пустую, суют грамоту другую… А. Пушкин), аллитерация (повторение согласных: Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… К. Бальмонт)).

Для текстоообразования важным является имитация звуковых особенностей явлений действительности, как подбором слов с однородными близкими звуками (2-ой пример), так и прямым звукоподражанием (О как, о как нам к вам, к вам, боги не гласить… А.П. Сумароков про лягушку).

Звуковой символизм -  создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление, не звуковое. А любое другое из области чувств, представлений и переживаний…

Например, стихотворение А. Белого «Подражание Бодлеру» - отражение конфликта жестокого и яростного мира и личности  («Р» и сонорные):

О! Слушали ли вы Глухое рокотанье Меж пропастей тупых? И океан угроз Бессильно жалобных? И грозы мирозданья? Аккорды резкие Невыплаканных слез?

О! Знаете ли вы Пучину диссонансов, Раскрытую, как пасть, Между тернистых скал? И пляску бредную Уродливых кадансов? И тихо плачущий В безумстве идеал?

Развитие фоносемантики в 1980-е годы. (А.П. Журавлев), позже Ю.В. Казарин. На примере стихотворения «Воронеж».

Роль звуковых единиц особо велика в текстах, выполняющих функцию воздействия. О том, что звуковой аспект чрезвычайно значим для порождения текста говорит А.Ахматова в стихотворении «Творчество».

Морфема также обладает текстообразующими возможностями, хотя и является грамматически несамостоятельной языковой единицей. Особую значимость приобретает повтор морфем. Очень распространено у авангардистов (например, У И. Северянина и В. Хлебникова). Яркой иллюстрацией является стихотворение М. Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…» и префикс «рас»: расклеить, распаять, развести, растерять, рассорить, расслоить, расстроить, растерять, рассовать, разбить.

Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили...   Стена да ров. Расселили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт!

2. Ключевая роль слов в тесте обусловлена тем, что лексический уровень в общей макроструктуре текста непосредственно связан с его предметно-логическим, тематическим, эмоциональным и образным уровнями.

Слово способно:

А) сообщить о денотате, называя и характеризуя его;

Б) отражать элемент микротемы и микротему;

В) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент;

Г) быть эмотемой;

Д) создавать микрообраз.

Текстообразующие возможности слов связаны с его коммуникативным потенциалом. Коммуникативный потенциал – это закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения. Передавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и определенный прагматический заряд.

Возможность участвовать в коммуникации реализуется на основании ассоциативных связей слов: референтных, ситуативных, парадигматических, синтагматических, когнитивных, культурологических. Ассоциативное поле любого слова фокусирует прямо или косвенно его лингвистические параметры, отражает многообразие семантических, тематико-ситуативных и оценочно-прагматических связей, значимых в текстообразовании.

Ассоциаты позволяют судить о коммуникативных потенциях слова, сфере его использования и способности нести определенную информацию.

Анализ стихотвоерения М. Цветаевой «Я – страница твоему перу…». Ключевое слово бумага.

Я - страница твоему перу. Все приму. Я белая страница. Я - хранитель твоему добру: Возращу и возвращу сторицей. Я - деревня, черная земля. Ты мне - луч и дождевая влага. Ты - Господь и Господин, а я Чернозем - и белая бумага!

Кроме традиционных ассоциаций, имеются индивидуально авторские: белая бумага – чистота незапятнанность, творчество. Можно говорить и о бумагопоклонстве. Белая бумага как возможность рукописи (можно подробно почитать у Н. С. Болотновой).

Вывод: В процессе текстоообразования наблюдается ориентация

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
62 Kb
Скачали:
0